Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Негметова Гульмира Жасталаповна

Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Задачи:

учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;

учить работать по мнемотаблице;

уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;

расширять словарный запас детей;

совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки и концовке;

развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;

воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; разучивание сказочной зарядки.

Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки; аудиозапись «В гостях у сказки».

Ход НОД

Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.

-Ребята, какое у вас настроение?

-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.

(Дети присаживаются на стульчики)

-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.

-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Елена Анатольевна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Елене Анатольевне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.

Воспитатель открывает конверт.

-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.

Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.

- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?

- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)

- Кто сочиняет сказки?

- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!

- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)

- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)

- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)

- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)

- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).

- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)

- Какими словами заканчиваются сказки?

(«Стали жить, поживать и добра наживать»,

«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,

«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)

- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА

(Построение.)

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:

«В нашей группе чудо совершается.

Дети в сказочников превращаются»

(Звучит сказочная музыка)

- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.

- Давайте рассмотрим её.

- Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)

- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)

- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?

- Где будут происходить события? (Ответы детей)

- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)

- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)

- Это какая часть сказки? (Начало)

- Кого он встретил на пути?

- Что произошло при встрече зайчика с лисой?

- Что сделала лиса?

- Кто пришел зайчику на помощь?

- А это какая часть сказки? (основная часть)

- Какая часть сказки осталась? (Концовка)

- Чем же закончилась сказка?

- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.

А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.

Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.

Сочинение сказки по мнемотаблице.

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.

Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.

Идёт он домой, навстречу ёжик. «Что заяц несёшь?» - спрашивает ёжик. «Грибы и ягоды» - отвечает заяц. И угостил ёжика грибами.

Пошёл он дальше. Навстречу скачет белка. Увидела белка грибы и говорит: «Дай мне зайчик грибов, я бельчатам их своим дам». Угостил заяц белку и пошёл дальше.

Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.

Навстречу лиса. «Отдай заяц мне свою корзину!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Рассердилась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.

Узнали лесные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом лучше прежнего. И стали они жить-поживать, да лесных друзей в гости принимать.

- Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).

- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке)

- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?

Выслушиваются 2-3 ребенка.

-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей сказке. Договорились?

Воспитатель собирает листы у гостей.

-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:

«В нашей группе чудо совершается -

Сказочники в обычных детей превращаются»

Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.

Рефлексия.

- Кем вы сегодня были?

- О ком была ваша сказка?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вам показалось сегодня самым интересным?

- Что было сложным?

- А что легко удалось сделать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/aleksandra-viktorovna-kazakova

Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Задачи:

учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;

учить работать по мнемотаблице;

уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;

расширять словарный запас детей;

совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки и концовке;

развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;

воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; разучивание сказочной зарядки.

Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки; аудиозапись «В гостях у сказки».

Ход НОД

Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.

-Ребята, какое у вас настроение?

-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.

(Дети присаживаются на стульчики)

-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.

-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Елена Анатольевна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Елене Анатольевне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.

Воспитатель открывает конверт.

-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.

Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.

- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?

- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)

- Кто сочиняет сказки?

- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!

- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)

- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)

- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)

- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)

- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).

- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)

- Какими словами заканчиваются сказки?

(«Стали жить, поживать и добра наживать»,

«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,

«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)

- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА

(Построение.)

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:

«В нашей группе чудо совершается.

Дети в сказочников превращаются»

(Звучит сказочная музыка)

- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.

- Давайте рассмотрим её.

- Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)

- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)

- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?

- Где будут происходить события? (Ответы детей)

- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)

- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)

- Это какая часть сказки? (Начало)

- Кого он встретил на пути?

- Что произошло при встрече зайчика с лисой?

- Что сделала лиса?

- Кто пришел зайчику на помощь?

- А это какая часть сказки? (основная часть)

- Какая часть сказки осталась? (Концовка)

- Чем же закончилась сказка?

- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.

А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.

Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.

Сочинение сказки по мнемотаблице.

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.

Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.

Идёт он домой, навстречу ёжик. «Что заяц несёшь?» - спрашивает ёжик. «Грибы и ягоды» - отвечает заяц. И угостил ёжика грибами.

Пошёл он дальше. Навстречу скачет белка. Увидела белка грибы и говорит: «Дай мне зайчик грибов, я бельчатам их своим дам». Угостил заяц белку и пошёл дальше.

Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.

Навстречу лиса. «Отдай заяц мне свою корзину!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Рассердилась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.

Узнали лесные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом лучше прежнего. И стали они жить-поживать, да лесных друзей в гости принимать.

- Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).

- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке)

- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?

Выслушиваются 2-3 ребенка.

-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей сказке. Договорились?

Воспитатель собирает листы у гостей.

-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:

«В нашей группе чудо совершается -

Сказочники в обычных детей превращаются»

Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.

Рефлексия.

- Кем вы сегодня были?

- О ком была ваша сказка?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вам показалось сегодня самым интересным?

- Что было сложным?

- А что легко удалось сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку"

Сочинить сказку -  совсем непросто. А тем более, если её сочиняют малыши 3-4 лет. Но ведь научить их это делать вполне реально. Стоит только захотеть......

Конспект занятия по развитию речи "Сочиняем сказку" (подготовительная группа)

Равзвивать монологическую речь в процессе составления творченского рассказа....

Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку".

НОД в средней группе. Развитие речи.Тема «Мы сочиняем сказку»Цель:Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок....

Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Задачи:учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распрос...

Конспект НОД по развитию речи сочиняем сказку про Золушку

Конспект НОД по развитию речи сочиняем сказку про Золушкув подготовительной группе.Цель:. Помогать детям составлять творческие рассказы Задачи : Образовательные: Учить детей менять...