Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
учить работать по мнемотаблице;
уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;
расширять словарный запас детей;
совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки и концовке;
развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; разучивание сказочной зарядки.
Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки; аудиозапись «В гостях у сказки».
Ход НОД
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.
-Ребята, какое у вас настроение?
-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.
(Дети присаживаются на стульчики)
-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.
-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Елена Анатольевна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Елене Анатольевне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.
Воспитатель открывает конверт.
-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.
Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.
- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?
- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)
- Кто сочиняет сказки?
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!
- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)
- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)
- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)
- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)
- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).
- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)
- Какими словами заканчиваются сказки?
(«Стали жить, поживать и добра наживать»,
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,
«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.
СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА
(Построение.)
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:
«В нашей группе чудо совершается.
Дети в сказочников превращаются»
(Звучит сказочная музыка)
- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.
- Давайте рассмотрим её.
- Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)
- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)
- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?
- Где будут происходить события? (Ответы детей)
- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)
- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)
- Это какая часть сказки? (Начало)
- Кого он встретил на пути?
- Что произошло при встрече зайчика с лисой?
- Что сделала лиса?
- Кто пришел зайчику на помощь?
- А это какая часть сказки? (основная часть)
- Какая часть сказки осталась? (Концовка)
- Чем же закончилась сказка?
- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.
А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.
Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.
Сочинение сказки по мнемотаблице.
Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.
Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.
Идёт он домой, навстречу ёжик. «Что заяц несёшь?» - спрашивает ёжик. «Грибы и ягоды» - отвечает заяц. И угостил ёжика грибами.
Пошёл он дальше. Навстречу скачет белка. Увидела белка грибы и говорит: «Дай мне зайчик грибов, я бельчатам их своим дам». Угостил заяц белку и пошёл дальше.
Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.
Навстречу лиса. «Отдай заяц мне свою корзину!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Рассердилась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.
Узнали лесные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом лучше прежнего. И стали они жить-поживать, да лесных друзей в гости принимать.
- Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).
- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке)
- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?
Выслушиваются 2-3 ребенка.
-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей сказке. Договорились?
Воспитатель собирает листы у гостей.
-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:
«В нашей группе чудо совершается -
Сказочники в обычных детей превращаются»
Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.
Рефлексия.
- Кем вы сегодня были?
- О ком была ваша сказка?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- Что было сложным?
- А что легко удалось сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
https://nsportal.ru/aleksandra-viktorovna-kazakova
Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
учить работать по мнемотаблице;
уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;
расширять словарный запас детей;
совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки и концовке;
развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если?»; пересказ сказок по мнемотаблицам; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц; разучивание сказочной зарядки.
Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки; аудиозапись «В гостях у сказки».
Ход НОД
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают полукругом.
-Ребята, какое у вас настроение?
-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.
(Дети присаживаются на стульчики)
-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.
-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Елена Анатольевна рассказала, что у них в группе пропала книга с любимыми сказками. Она просит нас помочь ее малышам и придумать для них новую сказку. Поможем Елене Анатольевне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда выполните задание, которое находится в конверте.
Воспитатель открывает конверт.
-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.
Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.
- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?
- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)
- Кто сочиняет сказки?
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!
- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)
- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)
- Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)
- С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)
- Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).
- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)
- Какими словами заканчиваются сказки?
(«Стали жить, поживать и добра наживать»,
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,
«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.
СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА
(Построение.)
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:
«В нашей группе чудо совершается.
Дети в сказочников превращаются»
(Звучит сказочная музыка)
- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.
- Давайте рассмотрим её.
- Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)
- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)
- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?
- Где будут происходить события? (Ответы детей)
- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)
- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)
- Это какая часть сказки? (Начало)
- Кого он встретил на пути?
- Что произошло при встрече зайчика с лисой?
- Что сделала лиса?
- Кто пришел зайчику на помощь?
- А это какая часть сказки? (основная часть)
- Какая часть сказки осталась? (Концовка)
- Чем же закончилась сказка?
- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.
А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.
Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.
Сочинение сказки по мнемотаблице.
Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.
Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.
Идёт он домой, навстречу ёжик. «Что заяц несёшь?» - спрашивает ёжик. «Грибы и ягоды» - отвечает заяц. И угостил ёжика грибами.
Пошёл он дальше. Навстречу скачет белка. Увидела белка грибы и говорит: «Дай мне зайчик грибов, я бельчатам их своим дам». Угостил заяц белку и пошёл дальше.
Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.
Навстречу лиса. «Отдай заяц мне свою корзину!» Схватил заяц корзину с грибами и ягодами и убежал от лисы. Рассердилась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к его избушке и разрушила её. Приходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами.
Узнали лесные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом лучше прежнего. И стали они жить-поживать, да лесных друзей в гости принимать.
- Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («Сказка про доброго зайца», «Приключение зайчика в лесу»).
- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке)
- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?
Выслушиваются 2-3 ребенка.
-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей сказке. Договорились?
Воспитатель собирает листы у гостей.
-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:
«В нашей группе чудо совершается -
Сказочники в обычных детей превращаются»
Звучит сказочная музыка. Дети снимают волшебные колпачки.
Рефлексия.
- Кем вы сегодня были?
- О ком была ваша сказка?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- Что было сложным?
- А что легко удалось сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку"
Сочинить сказку - совсем непросто. А тем более, если её сочиняют малыши 3-4 лет. Но ведь научить их это делать вполне реально. Стоит только захотеть......
Конспект занятия по развитию речи "Сочиняем сказку" (подготовительная группа)
Равзвивать монологическую речь в процессе составления творченского рассказа....
Конспект НОД по развитию речи "Сочиняем сказку".
НОД в средней группе. Развитие речи.Тема «Мы сочиняем сказку»Цель:Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок....
Конспект занятия по развитию речи "Сочиняем сказку"
Конспект "Сочиняем сказку"...
Конспект НОД для детей 5–6 лет по развитию речи «Сочиняем сказку сами»
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Задачи:учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распрос...
Конспект НОД по развитию речи сочиняем сказку про Золушку
Конспект НОД по развитию речи сочиняем сказку про Золушкув подготовительной группе.Цель:. Помогать детям составлять творческие рассказы Задачи : Образовательные: Учить детей менять...