Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Доминирующая ОО: речевое развитие.
Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительня
Программное содержание
Задачи:
-Связная речь: учить составлять рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;
-Словарь и грамматика: уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения;
Материалы и оборудование: игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага (ватман или формат бумаги А3), картинки с посудой и мебелью.
Предварительная работа: составление небольших рассказов по картинкам, рассказов про времена года, о предметах посуды, пересказы небольших сказок, игра «в живые слова».
Планируемый результат: составляют рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; сравнивают предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находят смысловые несоответствия в тексте стихотворения и умеют аргументировать свои суждения; самостоятельно образовывают названия посуды; умеют строить небольшие предложения.
Структура занятия
1.Вводная часть | Проблемная ситуация с домиком зайчика. | 2 мин |
2.Основная часть | Беседа о мебели и о посуде для зайчика. Рассказы детей о том, как ждал заяц гостей. Физкультминутка «Зайки» Чтение стихотворения. Игра «Путанница» | 20 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Рассматривание рисунка детей «Мебель для зайчика» | 3 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть
Воспитатель: Около нашего детского сада я нашла зайца. (показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом: лиса прячется в … норе, медведь спит в …берлоге, А у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте ему построим комнату .
Дети: Давайте!
2.Основная часть.
Воспитатель: Что мы поставим в комнате зайчика?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Какую мебель (ответы детей…)
Воспитатель расставляет у себя на столике мебель. Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей…)
Воспитатель: Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей). Какие бывают столы
Дети: Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.
Воспитатель: Для чего нужен обеденный стол? Письменный? (дети отвечают). Какие бывают шкафы?
Дети: Платяной, книжный.
Воспитатель: Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать - что это?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Кто хочет нарисовать комнату зайцу и расставить там мебель?
Воспитатель приглашает двух детей сесть за заранее приготовленный стол. Просит договориться между собой, какая мебель и где будет стоять, кто, что нарисует.
Воспитатель: Из чего зайка будет есть и пить? (дети отвечают). Как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Какие ещё предметы посуды вы знаете? (ответы детей). Для чего нужны чашка и стакан? (дети отвечают). Чем различаются чашка и стакан.
Дети: Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.
Воспитатель: Сравните стакан и кружку. Чем они отличаются?
Дети: Стакан сделан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.
Воспитатель: Что выше стакан или чашка
Дети: Стакан выше, а чашка ниже.
Воспитатель: Из чего едят суп?
Дети: Из тарелки.
Воспитатель: Из чего едят второе?
Дети: Тоже из тарелки.
Воспитатель: Как называются тарелки дл первого и второго блюда?
Дети: Глубокие и мелкие.
Воспитатель: Заяц ждёт гостей. Поможем ему накрыть на стол? (ответы детей). Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет?
Дети: сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.
Воспитатель: Правильно. Гости любят пить кофе и чай. В чём заваривают чай? (дети отвечают). В чём варят кофе? (дети отвечают). В чём заяц подаст к столу молоко?
Дети: В молочнике.
Воспитатель: Сливки?
Дети: В сливочнике.
Воспитатель: Вот какой праздничный стол получился!
Воспитатель спрашивает, кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал на праздничный стол. Вызывает трёх детей, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй - как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончит рассказ.
Физкультминутка «Зайки»
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
Зайки - попрыгайки.
По лесной полянке,
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки - попрыгайки.
Воспитатель: Помните, я вам читала стихотворение Л. Станчева. Послушайте его ещё раз:
Это правда или нет?
Тёплая весна сейчас, Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу, Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей, «Га-га-га» - пел соловей
Быстро дайте мне ответ- Это правда или нет?
Когда слова стоят не на своём месте, попали не в своё предложение, то получается неправильно и смешно.
Приглашает к столу трёх детей, сообщает каждому шёпотом его слово. Они произносят своё предложение: «га-га-га пел соловей». Воспитатель обращается к сидящим на местах.
- Дети Арина, Ясмина и Максим сказали нелепицу из стихотворения. Эту нелепицу или путаницу можно распутать. Кто догадается, что нужно сделать, чтобы получилось так, как бывает на самом деле?
Дети: Надо заменить слова в этом предложении.
Воспитатель: Какие слова можно заменить?
Дети: можно заменить «га-га-га», «пел», и «соловей»
Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «соловей»? Тот, кто предложит слово для замены, встаёт на место ребёнка, исполняющего роль слова «соловей»
Воспитатель: Что у нас получилось? (дети отвечают).
-А каким словом можно заменить слово «пел»? (дети отвечают)
-Что получилось? Какое предложение? (дети отвечают)
Воспитатель: Я тоже придумала путаницу: «летит пушистый крокодил». А эту путаницу можно распутать? (дети отвечают)
Далее проводится работа аналогичная описанной выше, но уже без модели «живые слова», дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Теперь вы сами придумайте путаницы и нелепицы – то, чего на самом деле не бывает (дети выполняют).
3.Заключительная часть.
В заключении они рассматривают, какую мебель нарисовали их товарищи. Воспитатель хвалит детей. Спрашивает, что им больше всего понравилось на занятии. Так занятие переходит в свободную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему».
Доминирующая ОО: речевое развитие.
Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительня
Программное содержание
Задачи:
-Связная речь: учить составлять рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;
-Словарь и грамматика: уточнить значения слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения;
Материалы и оборудование: игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага (ватман или формат бумаги А3), картинки с посудой и мебелью.
Предварительная работа: составление небольших рассказов по картинкам, рассказов про времена года, о предметах посуды, пересказы небольших сказок, игра «в живые слова».
Планируемый результат: составляют рассказ на заданную тему, предложенную воспитателем; сравнивают предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находят смысловые несоответствия в тексте стихотворения и умеют аргументировать свои суждения; самостоятельно образовывают названия посуды; умеют строить небольшие предложения.
Структура занятия
1.Вводная часть | Проблемная ситуация с домиком зайчика. | 2 мин |
2.Основная часть | Беседа о мебели и о посуде для зайчика. Рассказы детей о том, как ждал заяц гостей. Физкультминутка «Зайки» Чтение стихотворения. Игра «Путанница» | 20 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Рассматривание рисунка детей «Мебель для зайчика» | 3 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть
Воспитатель: Около нашего детского сада я нашла зайца. (показывает игрушку). Он сидел и плакал. У всех зверей есть дом: лиса прячется в … норе, медведь спит в …берлоге, А у зайцев нет дома. Они прячутся под кустиками. Давайте ему построим комнату .
Дети: Давайте!
2.Основная часть.
Воспитатель: Что мы поставим в комнате зайчика?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Какую мебель (ответы детей…)
Воспитатель расставляет у себя на столике мебель. Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей…)
Воспитатель: Какую ещё вы знаете мебель? (ответы детей). Какие бывают столы
Дети: Обеденный, кухонный, письменный, журнальный.
Воспитатель: Для чего нужен обеденный стол? Письменный? (дети отвечают). Какие бывают шкафы?
Дети: Платяной, книжный.
Воспитатель: Как назвать одним словом стол, шкаф, кровать - что это?
Дети: Мебель.
Воспитатель: Кто хочет нарисовать комнату зайцу и расставить там мебель?
Воспитатель приглашает двух детей сесть за заранее приготовленный стол. Просит договориться между собой, какая мебель и где будет стоять, кто, что нарисует.
Воспитатель: Из чего зайка будет есть и пить? (дети отвечают). Как все эти предметы можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Какие ещё предметы посуды вы знаете? (ответы детей). Для чего нужны чашка и стакан? (дети отвечают). Чем различаются чашка и стакан.
Дети: Стакан прозрачный, а чашка нет, стакан выше чашки.
Воспитатель: Сравните стакан и кружку. Чем они отличаются?
Дети: Стакан сделан из стекла, стеклянный, а кружка сделана из металла, металлическая, стакан прозрачный, а кружка нет, кружка выше стакана.
Воспитатель: Что выше стакан или чашка
Дети: Стакан выше, а чашка ниже.
Воспитатель: Из чего едят суп?
Дети: Из тарелки.
Воспитатель: Из чего едят второе?
Дети: Тоже из тарелки.
Воспитатель: Как называются тарелки дл первого и второго блюда?
Дети: Глубокие и мелкие.
Воспитатель: Заяц ждёт гостей. Поможем ему накрыть на стол? (ответы детей). Куда заяц положит хлеб? Как называется специальная посуда для хлеба?
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Для сахара? Для салата? Для сухарей? Для салфеток? Для конфет?
Дети: сахарница, салатница, сухарница, салфетница, конфетница.
Воспитатель: Правильно. Гости любят пить кофе и чай. В чём заваривают чай? (дети отвечают). В чём варят кофе? (дети отвечают). В чём заяц подаст к столу молоко?
Дети: В молочнике.
Воспитатель: Сливки?
Дети: В сливочнике.
Воспитатель: Вот какой праздничный стол получился!
Воспитатель спрашивает, кто хочет рассказать, как заяц ждал гостей и накрывал на праздничный стол. Вызывает трёх детей, предлагает распределить обязанности: один должен рассказать, как заяц устроил дом и пригласил друзей, второй - как заяц готовился к встрече гостей, третий – закончит рассказ.
Физкультминутка «Зайки»
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.)
Зайки - попрыгайки.
По лесной полянке,
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки - попрыгайки.
Воспитатель: Помните, я вам читала стихотворение Л. Станчева. Послушайте его ещё раз:
Это правда или нет?
Тёплая весна сейчас, Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу, Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей, «Га-га-га» - пел соловей
Быстро дайте мне ответ- Это правда или нет?
Когда слова стоят не на своём месте, попали не в своё предложение, то получается неправильно и смешно.
Приглашает к столу трёх детей, сообщает каждому шёпотом его слово. Они произносят своё предложение: «га-га-га пел соловей». Воспитатель обращается к сидящим на местах.
- Дети Арина, Ясмина и Максим сказали нелепицу из стихотворения. Эту нелепицу или путаницу можно распутать. Кто догадается, что нужно сделать, чтобы получилось так, как бывает на самом деле?
Дети: Надо заменить слова в этом предложении.
Воспитатель: Какие слова можно заменить?
Дети: можно заменить «га-га-га», «пел», и «соловей»
Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «соловей»? Тот, кто предложит слово для замены, встаёт на место ребёнка, исполняющего роль слова «соловей»
Воспитатель: Что у нас получилось? (дети отвечают).
-А каким словом можно заменить слово «пел»? (дети отвечают)
-Что получилось? Какое предложение? (дети отвечают)
Воспитатель: Я тоже придумала путаницу: «летит пушистый крокодил». А эту путаницу можно распутать? (дети отвечают)
Далее проводится работа аналогичная описанной выше, но уже без модели «живые слова», дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Теперь вы сами придумайте путаницы и нелепицы – то, чего на самом деле не бывает (дети выполняют).
3.Заключительная часть.
В заключении они рассматривают, какую мебель нарисовали их товарищи. Воспитатель хвалит детей. Спрашивает, что им больше всего понравилось на занятии. Так занятие переходит в свободную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».
Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга» Воспитатель:...
План-конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по составлению рассказа из опыта на тему "За что я люблю свою маму"
План-конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа из опыта....
НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»
НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»...
Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»
Конспект занятияв старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа на заданную тему»
mdash; связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;— словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах мн...