НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и составление рассказа по картине И. Грабаря «Март»
Цели:
образовательные: - совершенствовать навык рассматривания картины;
- формировать целостное представление о картине;
- совершенствовать умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира (сочный, золотистый, ослепительный);
- учить составлять рассказ по картине;
- обобщить представление о ранней весне;
- расширять и уточнять словарь по теме: ранняя весна
развивающие: - развивать связную речь, мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие;
- активизировать словарь по теме «ранняя весна»;
воспитательные: -воспитывать любовь к природе через произведения изобразительного искусства;
- воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на произведениях изобразительного искусства.
Предварительная работа: Беседы о весенних изменениях в природе; наблюдения в природе, рассматривание фото и иллюстраций, чтение стихов и рассказов о весне.
Оборудование: Репродукция картины И. Грабаря «Март», МП-проигрыватель, Запись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март», портрет художника И. Грабаря.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Март.»
Создание эмоционального фона занятия.
В: - Какая музыка сейчас звучала?
Дети: - Звонкая, весёлая, плавная, переливчатая, нежная, ласковая, задумчивая.
В: - Эти же слова мы можем сказать и о весне.
2. Упражнение в подборе прилагательных к слову «весна»В: Вот волшебная палочка, передавая её друг другу, мы будем называть какая бывает весна.
(ранняя весна, весёлая весна, солнечная весна, тёплая весна, звонкая весна и т. д.)
3. Введение в тему занятия
В: А вот как поэты говорят о весне:
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака! (Баратынский)
Весна, весна! И всё ей радо
Как забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин)
В: - Какое настроение вызывают стихи? (радостное, весеннее)
В: - Почему? (Скоро придёт весна, проснётся природа, распустятся листочки, запоют птицы)
В: - А мы сегодня посмотрим, какой увидел раннюю весну художник Игорь Грабарь, познакомимся с его картиной «Март» и составим рассказ о картине и весне.
4. Рассматривание картины под музыку «Времена года. Март» .
5. Беседа по картине:
В: - Какое время суток изображено на картине? (День)
В: - Какой день вы видите?
Дети: Весенний, мартовский, солнечный день.
В: - Почему вы решили, что день солнечный?
Дети: - На снегу видны тени, а стволы деревьев освещены.
В: - Какие краски использовал художник, чтобы это показать?
Дети: - Голубой и синий цвет теней, а стволы берёзок и ветви елей имеют золотистый оттенок.
В: - Что изобразил художник в нижней части картины?
Дети: - В нижней части картины много снега.
В: - Какой снег и какими красками рисовал художник?
Дети: - Снег рыхлый, влажный, бугристый нарисован белой с розовым и жёлтым оттенками, голубой краской, а тени от деревьев и под елями снег нарисован синей краской.
В: - Что делает снег на солнце?
Дети: - Снег на солнце блестит, искрится, сверкает, тает.
В: - Что вы видите ещё на снегу?
Дети: - 2 синие полосы, это следы от саней.
В: - Что мы видим в верхней части картины между деревьями?
Дети: - Ярко-синее прозрачное высокое небо.
В: - Какие деревья нарисовал художник? Какие краски использовал для елей.
Дети: - Ели стоят большие, зелёные, сочные, яркие. Берёзки тонкие, нежные, хрупкие, от лучей солнца кажутся золотистыми.
В: - Представьте, что вы оказались на этой полянке. Что вы почувствуете?
Дети: - Свежий воздух, лёгкий ветерок, ослепительно светит солнце, тёплое прикосновение его лучей к коже.
В: - Какое настроение останется от прогулки?
Дети: -От прогулки у нас останется радостное, солнечное, весёлое настроение?
6. Упражнение на релаксацию
Звучит музыка, слова воспитателя сопровождаются движениями, дети повторяют: -Потянулись к солнышку. Оно протянуло нам свои лучи и погладило наши головы, щёчки, плечи. Подул лёгкий ветерок, покачал ветки берёз, макушки елей. От солнца начинают таять сугробы, а подснежники на проталинах поднимают свои хрупкие головки. Поднесём цветочки и вдохнём их нежный аромат.
7. Заслушивание образца рассказа воспитателя
Март
Художник Игорь Грабарь на картине «Март» изобразил весенний солнечный день. Ослепительно светит солнце. И снег, и деревья залиты золотым солнечным светом. Небо по-весеннему высокое, синее-синее. Кругом лежит снег, но на солнце он тает и становится рыхлым и влажным. Под деревьями в тени он синий, а на поляне голубой с розоватым отливом. Через поляну проехали сани, оставив глубокий след. На картине я вижу ели и берёзки. Ели сильные, густые, сочного ярко-зелёного цвета. А берёзки нежные, тонкие и хрупкие. Их согревает солнце, окрашивает в золотистый цвет и пробуждает от зимнего сна. Если выйти на эту полянку, то почувствуешь бодрящий морозный воздух, лёгкий ветерок, тёплые солнечные лучи на своём лице. И настроение будет радостным и весёлым.
8. Постановка перед детьми задачи на составление рассказа по плану
В: - А теперь вы расскажите об этой картине.
Сначала скажите, какое время года, какой день нарисовал художник Потом, что вы видите на картине и какие краски понадобились для картины. Закончите тем, понравилась (настроение, которое вызывает картина) ли вам картина и почему.
9. Составление рассказов детьми
Заслушать 2-3 рассказа.
10. Анализ рассказов детей.
В: -Чтобы вы добавили в рассказ ребят? Чей рассказ понравился и почему?
11. Подведение итогов
В: - Что мы делали на занятии?
Дети: -Слушали музыку П. И. Чайковского «Времена года. Март» и стихи, говорили о весне, рассматривали картину И. Грабаря «Март», составляли по ней рассказ.
В: Что вам понравилось делать больше всего? Что нового вы узнали? О чём хотели бы рассказать дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами" в подготовительной группе...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»
учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»».
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»». Программное содержание:Продолжать учить детей рассматривать сюж...
Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Весна»
Развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Сказка». Тема: «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлёт птиц»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине....