Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
Программное содержание:
- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ezhi_2.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
Программное содержание:
- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил - был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
ХОД:
(дети становятся кругом)
Минутка вхождения в день:
Доброе утро-птицы пропели
Добрые люди-вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце встает и идет по делам.
Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
(дети садятся на стульчики полукругом)
- Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?
- Много живет в лесу животных,
а про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ежик).
(показ иллюстрации на ноутбуке)
- Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей:
папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.
-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.
- Артем прочитает стихотворение
Трудолюбивый ёжик
Вышел ёжик в лес чуть свет,
Весь в иголочки одет,
А иголочки крепки,
Держат яблочки-грибки,
Ёжик хоть и невелик,
Но трудиться он привык.
Подберёт, засушит впрок
Вместе с яблочком грибок.
Вместе с яблочком грибок.
- Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине? (ежики).
- Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).
Нам нужно составить рассказ по этой картине, рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:
- - Что изображено на этой картине? (лесная полянка).
- - А какое время года? (ранняя осень)
- - Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох…).
- - Кого вы видите здесь? (ежей)
- - Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
- - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).
- -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).
- - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
- - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика…).
- - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)
- Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.
Один ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Понравился мой рассказ? (да).
- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему:
Осень 🡪eжиха с ежатами🡪лес🡪 мох,пень,ягоды,насекомые🡪полянка и 4 ежонка🡪пища ежей🡪пень,жук🡪кузнечик🡪червяк🡪!!!
- Сначала нужно описать лесную полянку осенью, на которую мама ежиха привела ежат.
- Затем расскажите, какие ежата.
- Потом опишите маму ежиху.
Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:
- чем занят первый
- кого увидел второй ежонок
- и куда пошел третий.
- И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.
После рассказа первого ребенка –
физкультминутка: (под музыку)
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Молодцы, ребята.
- Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):
Медведь большой, а еж-маленький,
Заяц пушистый, а еж - колючий,
Волк злой, а еж – добрый,
Еж спит днем, а охотится – ночью,
Белка живет в дупле, а еж – в норе,
У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,
Один – ежонок, а много – ежата.
- Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?
О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?
- Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Осень золотая"...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
Конспект для проведения занятия по развитию речи в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...
Занятие по развитию речи в старшей группе Составление сюжетного рассказа по картине "Зимние развлечения"
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи. ...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы».
Задачи:Образовательная:Учить детей составлять описательные рассказы.Развивающая:Упражнять детей отгадывание птиц по их описанию.Учить согласовывать слова в предложениях.Воспитательная:Воспитывать у ка...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картинке «Осень»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: составление описательного рассказа по картинке «Осень»...