Методическая разработка воспитателя Бахиревой Ольги Олеговны на тему: Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме "Мебель".
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Олеговна Бахирева

Расширение представлений о  мебели, ее видах, особенностях и назначении.

Формирование умения согласовывать части речи,составлять предложения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме

 «Мебель»

Цели  дидактической игры «Мебель»

  расширение представлений о мебели, ее видах, особенностях и назначении;

  расширение индивидуального словаря по представленной теме;

  формирование представлений о цветах, формах, размерах, о количестве;

  дать представление о счете, пониманию математических и пространственных понятий;

  формировать умение согласовывать части речи;

  формирование навыка составления предложений;

  упражнение в рисовании и прикладном творчестве;

  совершенствование памяти, мыслительной способности, воображения;

  улучшение мелкой моторики, координации движений, общего физического состояния.

 П/П

Возрастная группа детей

Название игры

Примерный словарь игры

Краткое описание игры

1

Младшая группа

1.«Сказочный мешок»

2. «Найди мебель»

3. «Красивый диван»

4. «Что пропало?»

5. «Наведи порядок»

1.Стол, стул, диван, шкаф, комод, зеркало, мебель

2. стол, шкаф, скамейка, диван, табурет, столик, кровать, раскладушка, пуфик

3.диван, рисунок, узор, подушка, подлокотник, спинка.

4. кресло, кровать, диван, стул, стол, мебель.

5.шкаф,стол, продукты, хранение, порядок, беспорядок

1.Тканевый мешочек заполнить игрушечными предметами мебели. Дети по очереди подходят, вытаскивают из мешка предмет, называют его. В конце занятия детей нужно навести на вывод, что все вытащенные предметы называются одним словом – мебель.

2. Игра проводится в помещении, где много разнообразной мебели. Воспитатель называет предмет, дети его находят.

3. Для занятия потребуется картинка дивана ( распечатать на плотной бумаге). Дети используют акварель или пальчиковые краски, разукрашивают картинку своими пальцами, создают красивые узоры.

4. Педагог расставляет в ряд игрушечную мебель. Дети закрывают глаза, педагог убирает один предмет. Открыв глаза, дети должны назвать, что исчезло.

5. Для игры нужны изображения шкафа и стола, а также разной одежды и бытовых вещей. Задача игрока – правильно разложить разбросанные вещи. Дети должны подумать, что должно храниться в шкафу, а что лежать на столе.

2

Средняя группа

1. «Договори»

2. «Для чего эта мебель?»

3. «Где должна стоять мебель?»

4. «Найди лишнее»

5. «Большие и маленькие»

1.Обеденный стол, журнальный столик, мягкое кресло, стул с мягкой спинкой

2.хранение, принимать пищу, отдыхать, спальное место, тумбочка, стол, кровать, письменный стол, обеденный стол.

3. гостиная, прихожая, спальня, столовая, кухня

4. комод, полка, тахта, пуфик, табурет, диван

5. уменьшительные названия предметов мебели

1. Педагог начинает фразу, дети додумывают:

- юбка, платье, джинсы, шарф – для одежды нужен…шкаф;

- кофе мы попьем с тортом за обеденным…столом.

2. Воспитатель спрашивает, какое назначение у предмета мебели, а дети отвечают развернутой фразой:

-для чего шкаф? – чтобы хранить одежду

-стол? – чтобы принимать пищу, читать, писать, мастерить.

3. Воспитатель начинает предложение, дети завершают:

-обеденный стол находиться в …столовой

Журнальный столик нужно поставить в…гостиной

4. Воспитатель называет 4 предмета. Из них 3 относятся к мебели, а еще один – к другой категории. Задача ребенка - выявить лишнее слово, объяснить свой выбор. Пример:

-комод, шкаф, кастрюля, кресло

-табурет, сапоги, тумба, полка.

5. Воспитатель называет предмет мебели, дети – его уменьшительно-ласкательную форму:

-стол – столик

-диван – диванчик.

3

старшая группа

1. «Какая мебель?»

2. «Один и много»

3. «Детали мебели»

4. «Назови наоборот»

5. « Что я загадал?»

1.деревянный, массивный, громоздкий, двустворчатый, старинный, кухонный, комфортный, уютный, обеденный, письменный.

2. единственное и множественное число в названиях предметов мебели.

3. каркас, столешница, ножки, изголовье, спинка, сиденье, подлокотники.

4.противоположные признаки предмета: низкий-высокий,

Мягкий –твердый.

5. характерные признаки предмета мебели

1.Воспитатель называет предмет мебели. Дети вспоминают прилагательные, которые можно отнести к этому предмету:

-стол – деревянный, большой, дубовый, обеденный, письменный, компьютерный, чистый, массивный.

2. Воспитатель называет фразу с мебелью в единственном числе, дети завершают фразу, называя предмет во множественном числе:

- У Кости в комнате одна книжная полка, а в библиотеке много книжных… полок.

3. Воспитатель называет предмет мебели, дети вспоминают из каких деталей он состоит:

-У кресла…спинка, сиденье, подлокотники, ножки

- у шкафа… дверцы, стенки, ящики, вешалки, полки, ручки.

4. Для игры понадобится мяч. Воспитатель встает в круг, поочередно бросает мяч, произносит словосочетание. А дети должны, бросив обратно мяч, сказать словосочетание с противоположным признаком:

- Кресло мягкое,стул..твердый.

5. Воспитатель перечисляет признаки конкретного предмета мебели, а дети должны назвать предмет который описывался. :

-массивный, обеденный, деревянный…стол.

4

подготовительная группа

1. «Назначение мебели»

2. «Заверши фразу»

3. «Расставь мебель»

4. «Количество, признак, объект»

1. шкаф книжный, платяной;

Стол компьютерный, обеденный, письменный

2. мебель переносят, заносят, устанавливают, моют, чистят, изготавливают.

3. около, за, перед, над, под, у.

4. ассоциация, смысловой ряд

1. Воспитатель произносит фразу, а дети преобразуют ее так, чтобы получилось существительное с признаком, например:

-стол, за которым семья принимает пищу – обеденный стол.

2.Воспитатель начинает фразу, а дети завершают ее глаголом, например:

-Купив мебель, что с ней делают люди? Перевозят, выгружают, собирают, вносят, устанавливают.

3. для игры нужны рисунок пустой комнаты и картинки с мебелью. Предложить детям расставить мебель в комнате, и прокомментировать, что где стоит, используя предлоги над, под, за, в, у,  и слова: около, рядом и т.д.

4. Для игры нужно подготовить карточки для составления смысловых рядов. Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 9, предметы мебели и ассоциативные картинки разных признаков ( например, деревянный – изображение дерева, мягкий – изображение подушки). Задача игроков – составить смысловой ряд по заданию. Предварительно, надо показать, как это сделать. Объяснить значение каждого ассоциативного признака. Далее воспитатель говорит фразу:

-«Шесть зеленых деревянных стульев». Дети выискивают цифру 6, картинку с деревом, зеленым цветом и стулом.

Важно, чтобы, составив ряд, дети произносили вслух получившуюся фразу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности...

Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста ( в разных возрастных группах).

Проблема поиска эф­фективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллекту...

Методическая разработка "Обогащение словаря детей дошкольного возраста с помощью имён признаков"

В презентации представлены основные этапы "присвоения" детьми понятия "Имя признака", варианты оформления пособия работы с именами признаков, пример обогащения словаря с помощью ме...

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей по лексической теме "Мебель"

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по лексической теме "Мебель" в форме таблицы....

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...

Консультация для воспитателей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу т.д. Поэтому развитие словаря...