Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гости к нам идет весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клюкина Галина Юрьевна

Тема занятия: "В гости к нам идет весна" Цель занятия:уточнение и расширение знаний детей о весне, весенних изменений в прирде. В конспекте используются разнообразные дидактические игры, загадка, физминутка по теме "Весна", мнемотаблица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад № 23 «Ладушки» корпус 1

Воспитатель: Клюкина Г.Ю.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: "В гости к нам идет весна"

Цель: Уточнение и расширение представлений о весне, весенних изменениях в природе.

Образовательные задачи:

- уточнять и расширять словарь по теме «Весна»;

- упражнять в образовании имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов; в согласовании  прилагательных с существительными в роде и числе;

- уточнять и расширять глагольный словарь;

- отрабатывать навыки построения развернутой фразы при ответах на вопросы;

-формировать связную речь детей с использованием приемов мнемотехники (работа с мнемотаблицей).

Развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание; словесно – логическое мышление; координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетическое восприятие (чувство красоты природы) посредством поэтического слова;

- воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками;

- формировать умения слушать и слышать речь педагога и сверстников, работать в коллективе.

Оборудование: комплекс пальчиковой гимнастики «Солнышко»; загадка о весне; предметные картинки (сосульки, проталины, ручей, облака, солнце, льдинки, дерево с набухшими почками, подснежники, лужа, птицы,  гнездо, снежинка, снеговик, снег); мяч; физминутка «Если речка голубая»; ИКТ (презентация «Весенние секреты»); магнитная доска; магниты; мнемотаблица «Весна»; солнечные лучики (по количеству детей).

Ход занятия:

Организационный момент (дети сидят на ковре)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

Вышло солнце из-за тучки, (руки вверх через стороны)

Протянуло к тебе ручки, (руки вперед)

Обняло, (обнять себя руками)

Поцеловало, (чмокают)

И удачи пожелало!  (пожимают др. др. руки)

Воспитатель: А вот, о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки, которую я вам загадаю:

Рыхлый  снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …

(Дети хором договаривают: «Весна»)

Воспитатель: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

Воспитатель:  Да, это весна – веснушка, молодая краса.

Весна…  Как  прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Вы рады приходу весны, ребята?

Дети: Да!

  1. Дидактическая игра «Что принесла нам весна?»

Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите внимательно на картинки (сосульки, проталины, ручей, облака, солнце, льдинки, дерево с набухшими почками, подснежники, лужа, птицы,  гнездо, снежинка, снеговик) и найдите те, которые рассказывают о весне. Они будут нашими помощниками.

Дети выбирают картинки и называют.

Воспитатель: Вы правильно нашли картинки.

Солнышко хочет, чтобы вы рассказали про весну.  Какая она?

2. Дидактическая игра «Подбери признак»

Воспитатель на магнитную  доску прикрепляет картинки (солнце, облака, снег)

Солнце – (какое?) тёплое, яркое, ласковое, лучистое, светлое.

Небо – голубое, прозрачное, высокое, лазурное.

Снег – мокрый, рыхлый, мягкий, талый, растаявший. (Уточнение логопеда: весенний снег  – он совсем не такой, какой он был зимой. Какой он?)

Ручей -  быстрый, шумный, прозрачный, прохладный, весёлый.

Облака – светлые, легкие, пушистые, белые

Погода – весенняя, тёплая, солнечная, приятная.

Воспитатель: Молодцы! Вы сказали много хороших слов о весеннем солнце, небе.

Весна хочет, чтобы мы назвали её друзей ласково.

3.Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом):

Мячик маленький поймай и словечко приласкай:

 ручей - ручеек                                     облако - облачко

 лужа -  лужица                                     куст - кустик

 снег -  снежок                                       сосулька - сосулечка

 солнце - солнышко                             ветка - веточка

 дерево - деревце                                  почка - почечка

лист - лист                                          лед - ледок

трава – травка, травушка                  цветок – цветочек

жук – жучок                                       воробей - воробушек

гнездо- гнездышко                            ветер – ветерок

Воспитатель: Молодцы! Вам понравились ласковые, теплые словечки? Замечательно у вас получилось называть ласково.

(Приглашает сесть в кружок на ковре.)

Воспитатель: Ребята, какими нужно быть и что уметь, чтобы отгадывать загадки?

Дети: Надо быть внимательными, сообразительными, уметь рассуждать и думать.

Воспитатель: Если вы хорошо знаете приметы весны, вы легко справитесь с этим заданием.

4. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Воспитатель: Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно. Я буду называть разные слова,  а вы хлопните в ладоши, если услышите «Весенние словечки».

(словарь: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, холодно, набухает почка, снежинки, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель, подснежник, снегопад, зеленеет.

Воспитатель: Все были внимательными.

5.Физкультминутка  «Если  речка  голубая»

Если речка голубая

Пробудилась ото сна, (руки вверх через стороны, потянулись)

И бежит, в полях сверкая (прыжки на месте)

Значит, к нам пришла весна (хлопки)

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна (приседания)

И поет пичужек стая

Значит, к нам пришла весна (хлопки)

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна (наклоны головы к плечам или поглаживание щек по кругу)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна (хлопки)

Воспитатель: Мы с вами отдохнули.

6.А теперь новые игры «Мяч бросай, на вопрос отвечай» (для мальчиков)

(необходимо повторить ряд слов и сказать, о чем это сказано?»)
- греет, светит, тает;

- капает, журчит, набухает;

- распускается, бежит, плывут;

- лежит, бежит, журчит;

 - набухает, появляется, распускается;

- греет, светит, яркое  

- бежит, журчит, звонкий  

 - прилетают, вьют, щебечут

- ломается, плывет, тает.

 А девочки нам правильно ответят:

- Распускаются листочки или цветочки?

- Порхают птички или лисички?

- Тает снежинка или слезинка?

- Журчат ручьи или грачи?

- Набухают почки или листочки?

Дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Ребята, а я тоже хочу открыть вам весенние секреты.

На экране – презентация «Весенние секреты»

Слайд 1 – картинка ГРАЧ

(самая первая перелетная птица, которая возвращается к нам из теплых краев)

Слайд 2 – картинки ПОДСНЕЖНИК, МАТЬ – И – МАЧЕХА (самые первые цветы, которые растут весной)

Слайд 3 – картинка СМОРЧОК (самый первый гриб, который вырастает весной)

Слайд 4 – картинка ОЛЬХА (самое первое дерево, у которого появляются сережки)

Слайд 5 – картинка ЗАЙЧАТА (самыми первыми ранней весной появляются детеныши у зайчихи)

Слайд 6 – картинки ЛИМОННИЦЫ  И  КРАПИВНИЦЫ (самые первые весенние бабочки)

Воспитатель: Чтобы наша весна никуда не ушла, давайте выучим стихотворение о ней. В этом нам помогут эти схемы – картинки.

Мнемотаблица «Весна»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хочет Весна – красна вам подарить по солнечному лучику, чтобы ваше настроение было всегда радостным и солнечным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»

Развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоциального отношения к красоте весенней природы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «К нам идет ранняя весна»

Цель: Составление рассказа о ранней весне.Задачи:- обобщить характерные признаки ранней весны;- закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.- развивать связную речь при ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Маршака «Весна»

Задачи: Выявить:- знания детей о приметах весны;- умение отвечать на вопросы полным предложением;- умение запомнить стихотворение, используя опорные картинки;-  умение подбирать определения ...