Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Составление рассказа "Весна идет"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №1490
________________________________________________________________
Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3
телефон: 8 (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
на тему:
«Составление рассказа «Весна идёт».
воспитатель
I квалификационной категории
Ванеканева
Татьяна Анатольевна
Москва, 2017г.
Цель занятия:
Учить составлять рассказ с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц).
Задачи:
- Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
- Упражнять в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
- Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
- Развивать умение соотносить знаковые символы с образом.
- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Материалы: Мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка- пингвинёнок, мяч.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе;
Чтение книг о Севере, Антарктиде;
Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
Рисование по теме «Весна»;
Разучивание стихов. Поговорок;
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны»
Этапы | Ход | Примечание |
1.Орг. момент 2. Основная часть Игра «Словосочетания» Дыхательные упражнения. Итог | Дети стоят полукругом. Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку. Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? Дети: Это время года – весна. Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко; ветка.., ручей…(Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвинёнка. Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришёл необыкновенный гость. Вот он. Кто это? Дети: Это пингвин. Воспитатель: Этого маленького пингвинёнка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребята, где живут пингвины? Дети: Пингвины живут в Антарктиде. Пингвиненок: Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А тоя ничего не понимаю. Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем. Садись на стульчик, и вы, ребята садитесь. Расскажите нашему гостю- какая бывает весна? Дети: Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая. Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной». Дети: Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду. Пингвиненок: Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений. Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода -.., солнце -.., проталины -.., гроза - .., месяц - .., лучи - .., листва - .., цветы - … (дети называют словосочетания). Пингвиненок: Мне очень понравились слова, которые вы придумали про весну. Воспитатель: Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла – весну принесла». (Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки). А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах? (Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки). Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о весне своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы. Рассказывание по мнемотаблице «Весна». Пингвиненок: Спасибо! Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать их своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания! Воспитатель: А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки… и послушайте… Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается. Когда вы выдыхаете. Вдох – выдох. (Дети выполняют движения 3 раза). Весной природа пробуждается от снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются). Опустите руки, сядьте. Молодцы! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать. Что нового и интересного вы узнали? (Дети рассказывают). Воспитатель: Как называется явление природы, когда тают сосульки и капают вниз? Дети: это явление называется капель. Воспитатель: Чей рассказ вам понравился? И почему? Высказывания детей. Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Вы прекрасно справились! | Оля, Дима выходят вперед Слайд 2 По мере осуждения показать соответствующий слайд Слайд 9, 10,11 |
Список использованной литературы:
- Интернет ресурсы: maam.ru; Дошколёнок. Ру
- Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2003.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием мнемотаблиц в старшей группе на тему : «Составление рассказа «Весна идет»
Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотаблиц составление рассказа "Весна идет"...
Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему "Составления рассказа по картинке"
Тема: «Составление рассказа по картине»Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1.Образовательная:Учить самостоятельно составлять по плану и об...
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине....
Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям....