Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Составление рассказа "Весна идет"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ванеканева Татьяна Анатольевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_idet.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                        города Москвы детский сад комбинированного вида №1490

________________________________________________________________

Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3

телефон: 8  (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

на тему:

«Составление рассказа «Весна идёт».

воспитатель

I квалификационной категории

Ванеканева

                                                                                                                                                                           Татьяна Анатольевна

Москва, 2017г.

Цель занятия: 

Учить составлять рассказ с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц).

Задачи: 

  1.  Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
  3. Упражнять в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.
  4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
  5. Развивать умение соотносить знаковые символы с образом.
  6. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  7. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

   Материалы:  Мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка- пингвинёнок, мяч.

Предварительная работа: 

Наблюдения в природе;

Чтение книг о Севере, Антарктиде;

Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

Рисование по теме «Весна»;

Разучивание стихов. Поговорок;

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны»

Этапы

Ход

Примечание

1.Орг. момент

  2. Основная часть

Игра «Словосочетания»

Дыхательные упражнения.

Итог

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.

Светает  рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети:  Это время года – весна.

Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко; ветка.., ручей…(Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Педагог вносит в группу мягкую игрушку-пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвинёнка.

Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришёл необыкновенный гость. Вот он. Кто это?

Дети: Это пингвин.

Воспитатель: Этого маленького пингвинёнка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребята, где живут пингвины?

Дети: Пингвины живут в Антарктиде.

Пингвиненок: Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А тоя ничего не понимаю.

Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем. Садись на стульчик, и вы, ребята садитесь. Расскажите нашему гостю- какая бывает весна?

Дети: Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Дети: Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.

Пингвиненок: Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

 Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода -.., солнце -.., проталины -.., гроза - .., месяц - .., лучи - .., листва - .., цветы - … (дети называют словосочетания).

Пингвиненок:  Мне очень понравились слова, которые вы придумали про весну.

Воспитатель: Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла – весну принесла». (Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки).

А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах? (Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки).

Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок  запомнил его и рассказал о весне своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы.

Рассказывание по мнемотаблице «Весна».

Пингвиненок: Спасибо! Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать их своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Воспитатель: А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки… и послушайте… Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается. Когда вы выдыхаете. Вдох – выдох. (Дети выполняют движения 3 раза). Весной природа пробуждается от снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются). Опустите руки, сядьте. Молодцы!

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

Что нового и интересного вы узнали? (Дети рассказывают).

Воспитатель: Как называется явление природы, когда тают сосульки и капают вниз?

Дети: это явление называется капель.

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился? И почему?

Высказывания детей.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено.  Вы прекрасно справились!

Оля, Дима выходят вперед

Слайд 2

По мере осуждения показать соответствующий слайд

Слайд 9, 10,11

Список использованной литературы:

  1. Интернет ресурсы: maam.ru; Дошколёнок. Ру
  2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  3. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2003.
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему "Составления рассказа по картинке"

Тема: «Составление рассказа по картине»Цель:  формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1.Образовательная:Учить самостоятельно составлять по плану и об...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект НОД по развитию речи детей среднего возраста Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Материал будет полезен учитедям-логопедам, учитедям-дефектологам и воспитателям....