: «Зимующие птицы»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Варламова Надежда Викторовна

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи приоритетной образовательной области:

"Познавательное развитие":

-закрепить знания о зимующих птицах, их строении, повадках.

-дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

-расширить знания детей о роли человека в жизни птиц;

-развивать мышление, наблюдательность;

"Речевое развитие":

-активизировать активный и пассивный словарь по теме: "Птицы";

-закрепить в речи названия птиц;

-совершенствовать диалогическую речь;

-обогащать словарный запас детей через стихи, загадки;

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие":

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

-закладывать основы экологического воспитания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim.ptitsy.docx413.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу логопедические упражнения для детей 6-7 лет: «Зимующие птицы»

  • Тема: «Зимующие птицы» Синица, снегирь, воробей, ворона, голубь, дятел, сорока, свиристель, клёст, сова. Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
  • Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;
  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
  • Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.   

  • Чем похожи все эти птицы? или  Что общего есть между ними? (Голова, туловище, крылья, лапки, клюв, хвост, перья.Это – птицы, потому что у них есть крылья).
  • Чем они отличаются? Сравнить 3 пары птиц по внешнему виду (цвет, размер): сороку и ворону; снегиря и дятла; голубя и синицу.
  • Какую птицу называют «лесным доктором»? Почему? (Дятел «лечит» деревья: спасает их от жуков-короедов, которые могут съесть дерево).
  • Какую птицу называют «воровкой»? Почему? (Сорока любит подбирать всё блестящее – монетки, бусинки, цепочки, проволоку и т. п.).
  • Почему сороку называют «белобокой»? (На боках у неё белые пёрышки).
  • Какую из птиц считают «умной»? Почему? (Ворона – умная птица, если её научить, то она может говорить некоторые слова, смеяться как человек, лаять как собака).
  • Зачем клесту нужен клюв в виде креста?  (Такой клюв помогает клесту быстро и легко доставать из шишек семена).
  • Как может человек помочь птицам зимой? Что люди могут для них сделать? (Кормушки).
  • Как ещё можно назвать кормушку для птиц? (Птичья столовая).
  • Что птицы едят летом? (Птицы летом едят насекомых, ягоды, семена растений).
  • Почему зимой птицы не могут найти себе такую еду? (Зимой все насекомые спят глубоко под землёй, в щёлках деревьев.Их птицам не найти).
  • Почему этих птиц называют «зимующие птицы»? (Они не улетают в тёплые края (на юг), а остаются на всю зиму в городе (в лесу); в наших краях эти птицы живут круглый год).

     Игра-упражнение «Четвёртый (третий) лишний».

Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать слова и назвать «лишнее» слово, которое не подходит ко всем остальным словам, объяснить, почему это слово «лишнее». Если тяжело на слух, используйте картинки.

  • Ласточка, ворона, дятел.  (Ласточка – это перелётная птица, а ворона и дятел – это зимующие птицы);
  • Снегирь, гусеница, сорока, синица.  (Гусеница – это насекомое, а снегирь, сорока, синица – это птицы);
  • Синица, воробей, курица, голубь.  (Курица – это домашняя птица, а синица, воробей, голубь – это дикие (зимующие) птицы).  

Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей.)

Какой воробей?

Невеличка

Ходить не умеет

прыжок.

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Какая синица?

В красной шапке ходит он

Дуб долбит как долотом. (Дятел.)

Какой детел?

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

Какаой снегирь?

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикуньяхриповатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона.)

Какая ворона?

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Какая сорока?

Днем слепая, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот. (Сова.

Какая сова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...