Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладывается приобщение к семье, традициям, обрядам. В маленьком человеке формируется основы нравственности и духовности, первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Знакомство с культурой народа, традициями, происходит через потешки, скороговорки, пестушки , прибаутки, заклички, сказки, народные игры. В связи с этим есть необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств через устное народное творчество.
Цель и задачи Цель: Расширить представление детей о культуре родного народа, через устное народное творчество. Задачи: - Формировать у детей процесс осознания себя в окружающем мире. - Развивать игровые, сенсорные, познавательные, музыкальные, речевые навыки. - Воспитывать доброту, терпение ,чувство привязанности, любви к своим близким.
Устное народное творчество Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки , прибаутки, заклички) играет важную роль в воспитании детей младшего возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. Знакомство с ним поможет узнать ближе жизнь и творчество детворы, матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.
Использование народного фольклора В работе с детьми мы широко используем все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки. В адаптационный период используем потешки, которыми выражаем заботу, нежность, любовь к себе: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий! ». В повседневной жизни применяем потешки, с помощью которых приобщаем: - к любви к природе и всему живому - Петушок, петушок, золотой гребешок… »; - «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » ; - «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». - к труду и семейным ценностям - «Сорока-ворона»; - «У нашей бабушки десять внучат»; - «Моя семья». - воспитываем желание делиться друг с другом «Пошел котик на Торжок….»
Использование народного фольклора С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываем аккуратность, положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками , как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»
Использование народного фольклора При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька , до пят, все волосики в ряд… »
Использование народного фольклора Во время кормления прививаем уважение к труду, профессиям: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку , вкусную, пушистую, мягкую , душистую».
Использование народного фольклора При укладывании спать « Потягунючки , поростунющки ! Роток- говорюнюшки , руки- хватунюшки , ноги- ходюнушки »; «Баю- баюшки …» .
Сказки Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. В младшем дошкольном возрасте, мы рассказываем русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», которые учат сопереживать близким, воспитывают у детей навыки послушания, дружеские отношения. Для наилучшего восприятия сказки , играем в различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
Народные игры В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми, мы играем в подвижные игры: «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», которые сопровождаются прибаутками, закличками , припевками. Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрёшки».
Заключение Планомерная, систематическая работа и использование разнообразных средств воспитания дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию , через устное народное творчество. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что фольклор является позитивным средством для патриотического воспитания младших дошкольников: формирует и прививает детям любовь к себе, родителям , близким родственникам; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины . Используя потешки, песенки, прибаутки можно не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
Устное народное творчество как средство поликультурного воспитания в детском саду
В статье представлены основные этапы развития поликультурного воспитания дошкольников. На примере сравнительной характеристики сказок(русской и узбекской) ребята познают внутренний м...
Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Консультация для воспитателей....
Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"
Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора....
Проект - "Устное народное творчество - как средство духовного воспитания детей".
middot; Организатор проекта: Ж.Б.Майорова учитель бурятского языка· Сроки реализации: 9 декабря 2019 -10 июня 2020г.· География проекта: г.Улан-Удэ, ...
«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....