Занятие по развитию речи: Н. Носов "На горке"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи на тему: Н. Носов "На горке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_n._nosov_na_gorke.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Развитие речи. Старшая группа (3-й год обучения).
УМК: «От рождения до школы»
Тема: Рассказ Н. Носова «На горке» (1ч.)
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с произведением Н. Носова «На горке».
Задачи:Продолжить знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова. Учить делать вывод из прочитанного, с опорой на главную мысль произведения. Формировать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по тексту; учить рассуждать, объяснять свою точку зрения по отношению к героям рассказа, делать выводы, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Развивать правильную речь, умение слушать, произвольное внимание, воображение.
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы. Формировать нравственные качества на основе сюжета произведения.
Тип занятия: комбинированное
Форма организации: фронтальная, групповая
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация), практический (дидактическая игра, малоподвижные речевые игры).
Оборудование занятия: выставка книг Н. Носова (книги, содержащие одно произведение и сборники), портрет Н. Носова, элементы костюмов Царицы и Незнайки (для взрослых), иллюстрации к рассказу «На горке» и другим рассказам Н. Носова в конвертах, стульчики, расставленные полукругом (для удобного расположения детей и свободного перемещения в пространстве группы).
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова по выбору воспитателя, рассматривание иллюстраций к рассказам. Знакомство с оформлением книги (обложка, титульный лист, содержание, иллюстрации).
Ход занятия:
1. Организационный этап:
По звонку колокольчика дети встают в круг, берутся за руки.
- Давайте посмотрим друг другу в глаза. Подарим друг другу улыбку. Вспомните, что улыбка ничего не стоит, но дорого ценится!
- А теперь начинаем колдовать:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет много знать,
Повернитесь, покрутитесь,
В Книжном Царстве очутитесь!»
(Дети поднимают руки над головой, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и проговаривают слова. Воспитатель в это время надевает корону и накидку – перевоплощается в царицу.)
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в моём Книжном Царстве. Сейчас я познакомлю вас с законами моего Царства: надо внимательно слушать, отвечать на вопросы, учиться говорить правильно, помогать всем, кому нужна помощь, и тогда обязательно и вы сами узнаете что-то новое. Вы готовы?
2. Основной этап:
Проверка имеющихся у детей знаний для подготовки к изучению нового материала.
- Посмотрите, сколько интересных книг. (Обращает внимание на выставку книг Н. Носова). Ребята, вам знакомы эти книги? Кто их написал? (Дети подходят к выставке, рассматривают обложки книг. В процессе непринуждённой беседы называют рассказы, объясняют, как они узнали их, вспоминают «о чём рассказывает обложка», «как узнать, сколько рассказов в книге». Воспитатель отмечает для себя, как дети помнят ранее прочитанные рассказы Н. Носова).
Первичное восприятие нового произведения.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова, который называется «На горке» (воспитатель показывает обложку книги).
- Как вы думаете, о чём он будет? (ответы детей)
- Хотите узнать, что произошло на горке? («Да») Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
(«Царица» читает рассказ, используя все возможные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты в соответствии с содержанием.)
Беседа о прочитанном. Постановка проблемных вопросов.
- О ком этот рассказ?
- Что делали дети во дворе? Как они работали?
- Почему Котька Чижов не вышел к ребятам?
- Почему он вышел после того, как ребята ушли обедать?
- Зачем Котька посыпал горку песком?
- Как Котька помогал исправлять горку?
- Вам понравился Котька?
- Каким он выглядел в начале рассказа?
- Почему меняется отношение к Котьке в конце рассказа?
- Хотели бы вы иметь такого друга, как Котька? Почему?
(«Царица» внимательно выслушивает ответы детей, обращает внимание на правильность построения предложений, точность подбора слов, делает акцент на различных мнениях детей, уточняет, если необходимо, почему ребёнок думает именно так, а не иначе. Включает в беседу малоактивных или робких детей вопросами: «Ты тоже так думаешь?», «А ты согласен с мнением …?» В процессе беседы не требуется от детей сидеть на стульчиках, они могут вставать, поворачиваться к собеседникам, имитировать действия.)
Динамическая пауза
- Давайте представим, что мы вместе с Котькой и ребятами вышли гулять во двор.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. (хоровод)
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают. (потирают руки)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко. (топают ногами)
С горки лихо мы скатились.
Вот как славно порезвились! (имитируют движения)
- Молодцы! Так здорово погуляли! Скорее присаживайтесь, нас ждёт ещё много интересного.
Повторное чтение. Формулирование вывода по прочитанному.
- Сейчас я ещё раз прочитаю вам самые важные части рассказа, а вы сделайте вывод – чему учит этот рассказ?
(«Царица» выслушивает мнения детей, помогает сформулировать вывод)
«Трудиться и играть лучше вместе, дружно, тогда и ситуаций, похожих на ту, что описана в рассказе не будет»
Создание условий для творческого воображения. Рассматривание портрета автора.
- Ребята, давайте вспомним, кто написал этот рассказ? (Н. Носов)
- Вы уже познакомились со многими рассказами, написанными Н. Носовым, а теперь скажите каким вы представляете себе автора?
- Как вы думаете, он добрый человек?
- А детей он любит? Почему вы так решили?
(«Царица» показывает портрет Н. Носова и рассказывает о нём)
- Н.Н. Носова уже давно нет в живых, но его книги хочется читать и перечитывать, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми и даже взрослыми авторов.
Писателем Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему разные истории из жизни. Вот так и появились эти интересные и поучительные истории о мальчишках и девчонках, иногда хороших, а иногда не очень хороших (завистливых, грубых). Но в этих рассказах дети учатся поступать правильно, (например, Котька из сегодняшнего рассказа), а мы учимся вместе с ними.
- Вам нравятся рассказы Носова?
Применение новых знаний в практической деятельности.
– Я слышу чьи-то шаги. А вы?
Загадка: Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт,
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
Как зовут его? … (Незнайка)
(Входит Незнайка)
- Вы меня узнали?
- Из какой книги я к вам пришёл?
- Я пришёл не просто так. Мне нужна ваша помощь. Помните, как я хотел стать то художником, то поэтом, то музыкантом? Сегодня я решил попробовать себя в новом деле, и устроить выставку иллюстраций к рассказам своего любимого писателя Н. Носова. Выставку-то я сделал, но не могу вспомнить, откуда эти картинки.
(«Царица» спрашивает ребят, готовы ли они помочь Незнайке?) Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
(Дети делятся на три подгруппы. Для каждой подгруппы своё задание в конверте. Для каждой подгруппы организован мольберт с магнитами для демонстрации результата. Работают дети самостоятельно 1-2 минуты, затем объясняют Незнайке, как выполняли задание. При ответах «Царица» помогает детям правильно формулировать предложения, подбирать более точные слова.)
1 конверт: Иллюстрации к рассказу «На горке» (4 сюжета). Детям нужно расположить в порядке развития действия, объяснить выбранный порядок.
2 конверт: Иллюстрация к рассказу «На горке» разрезана на несколько частей по типу пазла. Дети должны собрать картинку и рассказать какой эпизод изображён на ней.
3 конверт: Иллюстрации к разным рассказам Н. Носова. Дети должны найти иллюстрацию к рассказу «На горке» и рассказать какой эпизод изображён на ней.
- Ну, что, Незнайка, мы тебе помогли? (Незнайка благодарит детей, обещает всё запомнить, прощается и уходит.)
3. Заключительный этап. Рефлексия.
- Есть ещё много других историй, придуманных автором, с которыми нам ещё предстоит познакомиться. (Обращает внимание на сборники книг, и выставку, на которой есть обложки книг, ещё не прочитанных в группе).
А теперь нам пора возвращаться в группу.
(Дети встают в круг. «Колдуют»)
Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет много знать,
Повернитесь, покрутитесь,
В нашей группе очутитесь!
(Воспитатель снимает костюм).
- Дети, где вы были? (Дети отвечают)
- Вам понравилось в Книжном царстве?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- А чему вы научились?
- Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Будем всё делать вместе и дружно!»
(Воспитатель хвалит детей, благодарит за интересное совместное путешествие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Открытое занятие по развитию речи по рассказу Н,Н Носова " На горке"
Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
кОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ОБЩАЯ ГОРКА."
Конспект предназначет для старших дошкольников.Цель:Учить пересказывать рассказ, составленной по картине с проблемным сюжетом....
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа «Общая горка», состав¬ленного по картине с проблемным сюжетом.".
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа «Общая горка», состав¬ленного по картине с проблемным сюжетом."...