Конспект лексико-грамматического занятия по развитию речи на тему: " Путешествие в зимний лес" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Андреева Ирина Брониславовна

Занятие по развитию речи для средней группы по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и ее приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять представления о зиме и ее приметах.
  • Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лед; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).  
  • Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.
  • Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объеме 2-5 слов).
  • Совершенствовать навык рассматривания картины.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память.
  • Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
  • Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: панно, картина «Зима», зеркало, магнитофон, шумящие мешочки (снежки), листы бумаги, цветной мел, искусственные снежинки (5 шт), искусственная ель.

Предварительная работа: Наблюдения за зимними изменениями на прогулке. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой. Разучивание стихотворения «Все бело…» для упражнения «Снежки» (развитие чувства ритма).

 Разучивание артикуляционной гимнастики «Язык путешественник» (развитие артикуляционной моторики с согласованной работой рук).

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята вы не замерзли, когда шли сегодня в садик? (Нет).

А почему вы не замерзли?  (Потому что на нас теплая одежда).  

А почему вы надели теплую одежду? (Потому что наступила зима, стало холодно).

Сегодня мы будем говорить о зиме, о том какая она. Поговорим о приметах зимы. Для того чтобы попасть в зимний лес нам с вами нужно совершить «волшебный ритуал». В этом нам поможет «волшебное зеркало».

Воспитатель подводит детей к зеркалу.

Воспитатель: Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас зеркало в зимний лес».

  1. Ход занятия. Проигрыш фортепиано.

Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в зимнем лесу. А зимой в лесу очень холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте мы с вами немного разомнемся.

«Язык путешественник».  Сценарий.

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

в) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!

г) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так!

д) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать, цокать, как лошадка, вот так.

е) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался.

ж) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой.

Расшифровка сценария..

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.

в) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней  губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки  в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад.

г) Двигать язык к уголку рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка.

д) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.

е) С силой выкидывать язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их.

Воспитатель: Размялись немного? Теперь мы точно не замерзнем.

Беседа по картине.

Перед детьми открывается сюжетная картина «Зима», находящаяся на мольберте.

Воспитатель (приглашает детей к панно с сюжетной картиной):

Ребята, давайте посмотрим на наш зимний лес.

Звучит музыка Вивальди «Зима 2»

Вопросы детям:

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что падает на землю?

Дети: На землю падает снег.

Воспитатель: Где лежит снег?

Дети: Снег лежит на земле (на кустах, на деревьях, на ветках, на пеньках и т.д.)

Воспитатель: Какая погода зимой?

Дети: Зимой погода холодная (морозная, пасмурная, солнечная и т.д.)

Воспитатель: Какие деревья зимой?

Дети: Зимой деревья голые.

Воспитатель: Во что превращается вода зимой?

Дети: Вода зимой превращается в лед.

Воспитатель: Что случилось с лужами, реками, прудами?

Дети: Лужи, реки, пруды зимой замерзли.

Воспитатель: Во что одеваются зимой люди?

Дети: Люди зимой одеваются в теплую одежду.

Воспитатель: Какой праздник мы встречаем зимой?

Дети: Зимой мы встречаем праздник Новый Год.

Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково».

Воспитатель: Я знаю, что вы любите зиму. Давайте мы назовем ее ласково.

Зима-зимушка, снег-снежочек, снежок, ком-комочек, комок, снеговик-снеговичок, снежинка-снежиночка, облако-облачко, горка-горочка.

Упражнение «Нарисуем зиму».

Воспитатель: Ребята,  как вам кажется, зимний лес красивый? (Да)

А давайте и мы свами нарисуем зимнюю картину, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель, затем воспитатель и дети).

Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями.  (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук).

Снег может падать снежинками.  (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения).

Метут вьюги, метели.  (Сильные круговые махи руками).

Наметают сугробы.  ( Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз).

Послушайте стихотворение, нарисуйте его движениями так, как вы себе представляете.

                            На полянку, на лужок

                            Тихо падает снежок.

                            И летят снежинки, легкие пушинки,

                            В воздухе кружатся, на землю ложатся.

Упражнение «Снежки».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько снега намело.  Можно слепить «снежные» комочки и поиграть в «Снежки».

                        Все бело, бело, бело

                        Много снега намело.

                       Снег везде, в снегу дома.

                       Это к нам пришла зима.

 

Лексико-грамматическое упражнение «Посчитаем до пяти».

Воспитатель: Посмотрите, на елку упали снежинки. Давайте мы с вами их посчитаем. Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.

Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.

Воспитатель: Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы ее поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо.  (Упражнение повторяется 3-5 раз).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и успокоили вьюгу.

«Нарисуем портрет вьюги».

Воспитатель: Ребята, чтобы вьюга на нас не сердилась, мы с вами сейчас нарисуем ее портрет. Вспомним «песенку вьюги» («у-у-у») и карандашами нарисуем, как она кружит.

Листы бумаги и карандаши лежат на полу. Дети начинают рисовать.

Звучит музыка: Шопен вальс № 10.

Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки. Я думаю, вьюга не обидится, если мы возьмем их с собой ведь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

                        «В зеркале я отражусь,

                          Где захочу, там и окажусь.

                         Перенеси нас, зеркало,

                         Обратно, в детский сад».

Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

Итог занятия.

Вопросы детям: Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?

Что мы с вами делали в зимнем лесу?

О каком времени года мы сегодня говорили?

Перечень используемой литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.-296 с.
  2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий2003», 2010.- 232с.
  3. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов/ Н.В. Микляева, О.А. Погозова, Ю.Н. Родионова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс,2006. -112 с.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. -72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: “ДРУЖБА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО ” для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание : уточнить представления детей о том, что значит”уметь дружить”; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотношени...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Овощи и фрукты» для детей среднего дошкольного возраста

В данном конспекте содержится материал для закрепления названий знакомых овощей и фруктов....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и звукопроизношению. «Путешествие в зимний лес» На методическое объединение ДОУ Ачинского района.2014г

Открытое мероприятие по обучению грамотеЗакреплять навык правильного произношения звуков « Р», «Л». Совершенствовать умения детей пользоваться звуками «Р» и ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: « Подарок Деда Грамотея» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному речевому развитию дошкольников  Коррекционно-образовательны...

Конспект занятия по развитию речи с элементами нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

В гости к ребятам приходит колобок и приглашает в мир сказок.Колобок предлгает детям поиграть в различные игры, чтобы открыть волшебный сундучок.После того, как дети открыли сундук, им предлагается за...