Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"
статья по развитию речи (старшая группа)

Щелкунова Анна Германовна

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов

 по сюжетной картине

Сметанина Анна Германовна

студентка 6455группы

Ткачук Татьяна Анатольевна

кандидат педагогических наук

г. Сыктывкар,

ФГБОУ ВО «СГУ имени Питирима Сорокина»

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине.

Ключевые слова:  речь, приёмы мотивации,  рассказы по сюжетной картине, старший возраст.

Для успешного обучения составлению рассказов по сюжетной картине педагогам на занятиях необходимо использовать разные способы мотивации к речевой деятельности. По мнению Л.И. Божович, «Мотивация – это процесс побуждения , это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности..». Мотивировать к деятельности современных дошкольников  с помощью традиционных методов мотивации достаточно сложно, именно поэтому педагоги  на сегодняшний день имеют достаточный арсенал приёмов мотивации для того, чтобы  занятия были познавательными, интересными и стимулировали детей к речевой деятельности.[1]

Приёмами для применения педагогами при обучении составлению рассказов по сюжетной картине являются:

  •  Создание проблемной ситуации. Например, «Придумайте рассказ для малышей» «Запишем самые интересные сказки и составим книгу» [2];
  • Составление рассказа подгруппами – «командами». Например, педагог каждой команде  загадывает объект на картине, который нужно описать противоположной команде, за каждый угаданный объект команде выдаётся фишка, а объект  вместе с описанием фиксируется в схему, по завершению всех описанных предметов дети составляют общий рассказ [2];
  • Использование загадок с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.  Например, педагог сообщает детям, что они будут учиться составлять рассказ по картине. Но о ком и чём они будут рассказывать, узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки  загадываются каждому ребёнку на ушко. [3];
  • Использование дидактических игр.  Например, воспитатель сообщает детям, что они будут учиться составлять рассказ по картине, но кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключается в том, что детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв. [3];
  • Использование словесных игр. Например, педагог предлагает детям отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть детям нужно, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, в итоге прийти к общему мнению и назвать правильный ответ [4];
  • Использование словесных, соревновательных игр. Например, воспитатель предлагает детям игру "Послушай и запомни". Читается  рассказ, например,  о времени года «Зима» по окончании его прослушивания детям необходимо  вспомнить все слова на тему «Зима», которые встречались в данном рассказе, и за каждое слово детям даётся фишка. По окончании выполнения задания дети подсчитывают фишки [3];
  • Использование сюжетно-ролевой игры. Например, педагог организует среду для сюжетно - ролевой игры «Столовая», обсуждая действия и атрибуты  каждого работника столовой, по завершению проигрывания дети составляют рассказ [3].

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности.

Источники и литература

  1. Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59.
  2. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978
  3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие  для воспитателей детских садов и родителей. 2- е изд.  И доп. М.: АРКТИ 2010.- 40 с.
  4. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию  по картинам: пособие для логопеда / Под ред. ВЛАДОС 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...

«Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»

Мастер - класс  "Приемы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность"...