Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"
статья по развитию речи (старшая группа)
Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов
по сюжетной картине
Сметанина Анна Германовна
студентка 6455группы
Ткачук Татьяна Анатольевна
кандидат педагогических наук
г. Сыктывкар,
ФГБОУ ВО «СГУ имени Питирима Сорокина»
Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине.
Ключевые слова: речь, приёмы мотивации, рассказы по сюжетной картине, старший возраст.
Для успешного обучения составлению рассказов по сюжетной картине педагогам на занятиях необходимо использовать разные способы мотивации к речевой деятельности. По мнению Л.И. Божович, «Мотивация – это процесс побуждения , это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности..». Мотивировать к деятельности современных дошкольников с помощью традиционных методов мотивации достаточно сложно, именно поэтому педагоги на сегодняшний день имеют достаточный арсенал приёмов мотивации для того, чтобы занятия были познавательными, интересными и стимулировали детей к речевой деятельности.[1]
Приёмами для применения педагогами при обучении составлению рассказов по сюжетной картине являются:
- Создание проблемной ситуации. Например, «Придумайте рассказ для малышей» «Запишем самые интересные сказки и составим книгу» [2];
- Составление рассказа подгруппами – «командами». Например, педагог каждой команде загадывает объект на картине, который нужно описать противоположной команде, за каждый угаданный объект команде выдаётся фишка, а объект вместе с описанием фиксируется в схему, по завершению всех описанных предметов дети составляют общий рассказ [2];
- Использование загадок с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Например, педагог сообщает детям, что они будут учиться составлять рассказ по картине. Но о ком и чём они будут рассказывать, узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки загадываются каждому ребёнку на ушко. [3];
- Использование дидактических игр. Например, воспитатель сообщает детям, что они будут учиться составлять рассказ по картине, но кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключается в том, что детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв. [3];
- Использование словесных игр. Например, педагог предлагает детям отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть детям нужно, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, в итоге прийти к общему мнению и назвать правильный ответ [4];
- Использование словесных, соревновательных игр. Например, воспитатель предлагает детям игру "Послушай и запомни". Читается рассказ, например, о времени года «Зима» по окончании его прослушивания детям необходимо вспомнить все слова на тему «Зима», которые встречались в данном рассказе, и за каждое слово детям даётся фишка. По окончании выполнения задания дети подсчитывают фишки [3];
- Использование сюжетно-ролевой игры. Например, педагог организует среду для сюжетно - ролевой игры «Столовая», обсуждая действия и атрибуты каждого работника столовой, по завершению проигрывания дети составляют рассказ [3].
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности и самостоятельности.
Источники и литература
- Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59.
- Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. 2- е изд. И доп. М.: АРКТИ 2010.- 40 с.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Под ред. ВЛАДОС 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе работы кружка "Мы исследователи"
Работа кружка "Мы исследователи"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой ...
«Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»
Мастер - класс "Приемы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность"...