«Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»
консультация

Мастер - класс  "Приемы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_motivatsii.doc65.5 КБ
Office presentation icon priemy_motivatsii.ppt709 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашская Республика

Мастер-класс

«Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста

 на проектную деятельность»

                                                                                    Составил: воспитатель

                                                                 Тувалева Л.В.

 

2022 г.

1 слайд

Тема  мастер-класса «Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность».

В ходе работы нашего мастер-класса мы познакомимся с методом проектов в ДОУ, с этапами и компонентами проектной деятельности, рассмотрим  подробнее один из компонентов проектной деятельности  и поговорим о «Приемах мотивации дошкольников к образовательной деятельности».

2 слайд

Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – это самый благородный,

Путь подражания – это самый легкий,

Путь личного опыта – это самый тяжелый.

                                                 Конфуций.

3 слайд

 Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого проект – это путь исследования.

В новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

4 слайд

Проектирование, как деятельность строится на уникальных отношениях «ребёнок  - взрослый» на со – участии взрослого и ребёнка.

        Со – участие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 Педагог ведёт ребёнка к со – участию постепенно, от наблюдений  за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнёрству и, наконец, к сотрудничеству.

  Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребёнка умения, которые могут развиваться только в деятельности – умение работать в коллективе,  умение решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать деятельность каждого. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

5 слайд

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

6 слайд

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

7 слайд

Типология проектов

В настоящее время проекты классифицируются:

1. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

2. По характеру содержания: моно проекты (1 образовательная область)   Интегративные (2 и более образовательных областей) включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По продолжительности: краткосрочный (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели, даже 1 день), средней продолжительности (от 1 месяца до нескольких месяцев,) и долгосрочный (полугодие, 1,2,3 года).

4. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

В  практике современных  дошкольных учреждений  используются следующие типы проектов:

-  исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

-   ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-  информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

-  творческие (оформление результата в виде тематического праздника).

8 слайд

Этапы проектирования

Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее актуальную, интересную и посильную для них задачу на их уровень развития и определённый отрезок времени.

Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта. Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Подведение итогов - проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

9 слайд

Достоинства технологии проектирования

ФГОС ДО нацеливают педагогов :

  • На отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепцию «активного ребенка» (принцип активности) и  вклад ребенка в свое образование;
  • На отказ от концепции «ведущей деятельности»: все виды детской деятельности  имеют равное значение – не только игра, но исследовательская активность, общение со взрослым и сверстниками, различные виды творчества и т.п.;
  • На предоставление возможности выбора ребенком содержания своей деятельности.

 Целевые ориентиры указывают нам, что ребенок должен обладать разными  качествами, в том числе:

  • Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Способность выбирать  себе род занятий.
  • Проявление любознательности.
  • Способность к принятию собственных решений.

Слайд 10

     Как педагогу проводить организованную образовательную деятельность по инициативе детей?

 Хорошо, если возникают такие ситуации, когда у ребенка возникают какие – то вопросы, проблемы, с которыми он обращается к взрослым, или неожиданно возникает интересная для всех ситуация.

Вот одна из них: ребенок приносит в группу магнит и рассказывает, что дома они с папой собирали им гвозди, они к нему притягивались. И вот дети начинают прикладывать его к разным предметам, чтобы проверить, притягивает – не притягивает. Задача педагога не упустить такой шанс для организации элементарной опытно – поисковой деятельности.

   Что же делать, если такой счастливой случайности не произошло?  Вот сегодня мы с вами и рассмотрим некоторые  приемы мотивации к образовательной деятельности.

Слайд 11

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Выделяют шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

Поощрять исследование окружающей среды

Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

Хвалить ребёнка за совершённые достижения

Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

Стимулировать языковое и символическое общение

Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

          В нашу жизнь прочно вошли информационно коммуникационные технологии. Разработано достаточно много обучающих игр. Сама возможность использования компьютера уже является для детей мотивом к деятельности. ИКТ также являются эффективным средством повышения мотивации к деятельности.

Показ сюжетов с использованием ИКТ:

•        Воспитатель сидит на стуле, включает на планшете запись песенки колобка из мультфильма. Дети проявляют интерес и подбегают к воспитателю. Подпевают. Далее дети с помощью воспитателя вспоминают сказку «Колобок», выбирают костюмы и драматизируют ее.

•        На экране при помощи проектора появляется бабушка сказочница и приглашает детей послушать сказку.

•        На экране появляется персонаж мультфильма и просит детей о помощи. Дети придумывают разные способы спасения, изображают их в рисунке или лепке. По окончании персонаж благодарит их и предлагает посмотреть мультфильм.

Слайд 12.  В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Ситуация. - Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Ситуация. - Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня»

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

4. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Слайд 13.  Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

Принципы мотивации:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
  • действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

           Показ приема «Создание предметов своими руками для себя».

         -  Посмотрите, какое красивое у меня солнышко!

         -  Хотите сделать такое же?

Изготовление оригами «Солнышко лучистое». 

Подведение итога.

- Как вы думаете, смогут ли продемонстрированные сегодня приемы решить проблему мотивации детей к образовательной деятельности? Какими приемами можете поделиться Вы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. «Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность» Разработал: воспитатель Тувалева Л.В . 2022 г.

Слайд 2

2022 г. Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый. Конфуций.

Слайд 3

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 5

Разработал: воспитатель 2022 г. Сотрудничество Сотворчество детей и взрослых Способ реализации личностно-ориентированного подхода

Слайд 6

Развитие свободной творческой личности ребёнка - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Слайд 7

По количеству участников Индивидуальные, групповые По содержанию По продолжительности Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные По доминирующему виду проектной деятельности Монопроекты Интегративные Информационные Исследовательские Творческо-познавательные Практико-ориентированные

Слайд 8

1 этап – целеполагание 2 этап – разработка проекта 3 этап – выполнение проекта 4 этап – подведение итогов

Слайд 9

Обеспечение каждому ребенку признание важности и необходимости в коллективе. Формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности. Повышение культурной компетентности родителей.

Слайд 10

Совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Слайд 11

Компоненты Действия Потребность Коммуникативная, познавательная Образ желаемого результата Соотношение желаемого образа с реальным объектом. Мотив Потребность в общении Быть таким же как… Сделать также как у других… Целеобразование Цель отражает мотив. Планирование Может определить как сам, так и с воспитателем Выполнение действий Может регулировать действия, но нужна поддержка взрослого при выполнении плана. Анализ Помощь со стороны взрослого.

Слайд 12

«Помоги игрушке» «Помоги мне» «Научи меня» «Сделай как у меня

Слайд 13

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы; обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат; действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ

Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Мастер-класс для педагогов «Использование программируемого робота-пчелы Bee-bot в формировании познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста»

Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования появилась как следствие информатизации общества. Система дошкольного образова...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине....

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....