Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
консультация
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные форма слов, речевые обороты.
В связи с этим важен пример культуры грамотной речи взрослого.
Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи
в процессе обучения детей родному языку
Занятия по развитию и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым программой. Какие это требования:
- Тщательная предварительная подготовка к занятию.
- Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
- Воспитательный характер занятия. На занятиях решается сложный комплекс задач умственного, нравственного и эстетического воспитания.
- Эмоциональный характер занятий. Занятия проводятся без принуждения, с использованием игровых приемов, красочного материала. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психологическим комфортом детей в д/саду.
- Структура занятий должна быть четкой (3 части – вводная, основная, заключительная).
- Оптимальное сочетание коллективного характера с индивидуальным подходом к детям.
- Правильная организация занятия. (Гигиенические, эстетические требования, освещение, мебель, расположение раздаточного и демонстрационного материала).
- Учет результата занятия (наметить пути дальнейшей работы).
- Связь занятия с последующей работой по развитию речи.
На основе знаний общих закономерностей становления родной речи, изучения грамматических навыков детей определенной группы и анализа причин грамматических ошибок детей намечаются пути формирования грамматически правильной речи детей.
Пути формирования грамматически правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослыми;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого обучения;
- исправление грамматических ошибок.
Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок и учета их при выборе методов и приемов работ.
Ошибки дошкольников определяются разными факторами:
- общими психофизическими закономерностями развития ребенка;
- трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его усвоения;
- запасом знаний об окружающем мире, объемом словаря;
- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные форма слов, речевые обороты.
В связи с этим важен пример культуры грамотной речи взрослого.
Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей.
Исправление грамматических ошибок.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная языковая ошибка – лишние подкрепления неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать как сказать правильно (ты ошибся, надо сказать …). Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент эмоционального состояния.
С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель ,исправляя ошибку, по-другому формирует фразу или словосочетание. (Например: Мы поставили на стол много чашков и ложков. Правильно: Мы подготовили стол к чаю, поставили много чашек и ложек).
Детей старшего возраста следует учить слушать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: Ты неверно изменил слово, подумай.
В качестве образца используется пример правильной речи другого ребенка. В редких случаях осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
При исправлении ошибок не следует быть навязчивым, необходимо учитывать обстановку. Нужно фиксировать внимание на ошибки, и исправлять их в подходящей обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...
статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи"
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам....
Развитие связной речи в процессе обучения детей рассказыванию.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составле...
конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).
План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения; Развивать умени...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...