Конспект по развитию речи "Насекомые" с применением мнемотаблиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в старшей группе с использованием мнемотехники
Тема «Насекомые»
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Интеграция ОО: познавательное развитие, физическое развитие
Цель: закрепление знаний по лексической теме «Насекомые»
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):
- образовательные задачи: обогащать словарный запас существительными – названиями насекомых; совершенствовать грамматический строй (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными); обогащать словарь сложными словами, совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений).
- развивающие задачи: развивать эстетические чувства к виду насекомых (живые существа); развивать внимание, связную речь, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.
- воспитательные задачи воспитывать активность, интерес к живой природе по лексической теме «насекомые».
Речевая работа: формирование социально-речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Методы: словесные (поощрение, вопросы, уточнения), наглядные (мнемодорожки, раздаточный материал), практические (дидактические упражнения), игровые (игровые проблемные ситуации).
Оборудование и инвентарь: игрушка пчелка, мяч, карточки с заданиями, мнемодорожки, карандаши.
Прогнозируемые результаты:
Иметь представления о насекомых, как живых существах нашей планеты земля;
Уметь составлять описательные рассказы о насекомых;
Знать названия насекомых их частей тела.
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, доброе утро.
Вышли дети на лужок, получается кружок.
Руки к солнцу поднимаем, друзей в кругу мы обнимем.
Выполнение движений по тексту.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости?
Воспитатель показывает на леске или палочке объемную игрушку (можно мягкую) пчелки Майи.
Воспитатель: Пчелка Майя к нам пришла и задания принесла.
Будем дружно помогать, ведерки с медом собирать.
За одно выполненное задание, можно заработать ведерко меда и помочь Майе в сборе вкусного лакомства для улья.
Основная часть
Может мы поможем ей и найдем её друзей?
Кто хочет помочь?
Воспитатель показывает картинку (можно слайд)
Дети выполняют задания пчелки Майи.
Первое ведерко вывешивается на магнитной доске или на цветке.
Воспитатель: Пчелка довольна, одно ведерко полное меда Вы ей помогли собрать, будем дальше помогать?
Посмотрите, кто на рисунке умеет ползать, кто – прыгать, а кто бегать? Найди среди картинок того, кто умеет летать. Назови всех насекомых которых видишь на картинке. Назови еще насекомых, которых нет на картинке и как они передвигаются (летают, бегают, прыгают, плавают).
Дети выполняют задания пчелки Майи.
Второе ведерко вывешивается на магнитной доске или на цветке.
Воспитатель: Вот какие молодцы, и умны, и дружны, славно Майе помогаем, мед мы быстро собираем.
Майя спрашивает, а следующее задание сможете выполнить? Оно для каждого из Вас, кто же справится сейчас? Находите каждый свое место за столами, выбирайте карандаши и проведите дорожки от одного насекомого до другого, помогите друзьям встретиться.
Дети выполняют задания пчелки Майи.
Третье ведерко вывешивается на магнитной доске или на цветке.
Воспитатель: вот еще одно ведро не мало не велико.
Трудно было вам друзья? Будем продолжать тогда?
Может все же отдохнем? И игру сейчас начнем.
Физкультминутка
От друзей муравьишка отстал Опоздал он и очень устал В муравейник скорей побежал Но друзей он своих не догнал Ну а солнце за лес уж зашло Стало страшно и очень темно Хорошо, что друзья помогли Муравьишку домой привели | прижимаем ладони к щекам качаем головой бег на месте прижимаем ладони к щекам, качаем головой присели обхватили себя руками берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз |
Воспитатель: Очень старались, смогли помочь муравьишке. А теперь продолжаем помогать пчелке Майе, мы ведь обещали…
Сейчас будьте внимательны в выполнении, картинки в таблице вам в этом помогут: знак вопроса – какое насекомое, круги – какого размера, цветные пятна – какого цвета, комарик – части тела, знак громкости – голос, картинка с предметами питания – чем питается, картинки с насекомыми – как передвигается.
Ну и давайте расскажем, например, о нашей любимой бабочке (затем о пчеле и муравье (но можно взять и других насекомых исходя из желания и знаний детей).
Дети выполняют задания пчелки Майи.
Четвертое ведерко вывешивается на магнитной доске или на цветке.
Воспитатель: Вы не только молодцы, но еще и умны. А вот рассказать внешнее строение пчелы вы сможете? Кто первый? Кто смелый?
Дети выполняют задания пчелки Майи.
Пятое ведерко вывешивается на магнитной доске или на цветке.
Заключительная часть
Воспитатель: Посмотрите, на пчелку Майю, она просто счастлива. Столько запаса меда никогда не собирала, вот будут все пчелы в улье довольны. За вашу помощь приготовила Майя вам вкусные угощения.
Воспитатель показывает детям ведерко с чупа-чупсами.
Воспитатель: Ну что же пчелка Майя полетела в улей. До свидания пчелка прилетай, мы снова можем тебе помочь. Правда ребята?
Пчелка улетает.
Воспитатель: Ну а мы с вами немного вспомним, что же вы такое сделали что смогли помочь пчелке Майе собрать мед. Какие задания вам понравились больше всего и почему? А какое задание было самое сложное и почему? Хорошо, вы все молодцы. И правда заслужили сладкие угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс по теме "развитие связной речи у дошкольников с применением мнемотаблиц"
краткое введение в работу по технике мнемотаблиц и пример их применение с детьми...
Консультация для родителей "Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Федькушова Н.В. Одним из главных и осново...
НОД по развитию речи "Магазин игрушек" с применением мнемотаблицы
НОД по развитию речи "Магазин игрушек"...
Применение мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста
Суть мнемосхем¢Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.¢Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство...
Применение мнемотаблиц в познавательно – речевом развитии дошкольников
Выступление на педсовете...
Конспект ООД по образовательной области «Развитие развитие» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «По следу жадных медвежат» (с применением мнемотаблиц)
Конспект с применением мнемотаблиц....
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц
Мнемотехника -в переводе с греческого -«искусство запоминания». Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую послед...