Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц
презентация по развитию речи

Михальченко Юлия Викторовна

Мнемотехника -в переводе с греческого  -«искусство запоминания».  Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую последовательность рассказа; Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц Учитель-логоед : Михальченко Юлия Викторовна МБДОУ д /с №9 Учитель-логопед: Снеткова Ольга Геннадьевна МБДОУ д /с № 8

Слайд 2

Проблема Увеличение детей с нарушенным звукопроизношением Бедный словарный запас. Односложная речь, состоящая лишь из простых предложений.

Слайд 3

Актуальность Приемы работы с мнемотаблицами позволяют: развивать речевую компетентнось у детей; обогащать словарный запас; планировать свое высказывание; устанавливать последовательность изложения; формировать психические процессы – логику, память, мышление, воображение;

Слайд 4

Этапы формирование связной речи у детей в онтогенезе 1. Узнавание и называние отдельных предметов и действий ( би-би - машина, бух – упал, ням-ням – кушать). 2. Составление простого предложения. (Мама дай. Мама ди (иди)). 3. Составление распространенных предложения (Мама дай пить.). 4. Формирование связного высказывания ( На улице холодно. Идет снег. Пойдем кататься.).

Слайд 5

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую последовательность рассказа; Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 6

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 7

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 8

Структура мнемотехники Мнемоква-драты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Слайд 9

Мнемоквадрат Это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией. Например, даётся слово «девочка», её символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка - девочка -лес - солнце

Слайд 10

Наступила зима. На улице холодно. Часто идет снег. Мнемодорожка - это квадрат из трех - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Слайд 11

Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Меня зовут Света. Моя мама Анна Петровна, а папа Виктор Иванович. Они работают в магазине. Моя бабушка Зинаида Ивановна, она умеет печь вкусные пироги. Дедушка Иван Иванович разводит на своей пасеке пчел. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени. Я очень люблю свою семью.

Слайд 12

Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап . Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап . П ерекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап. Перессказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 13

Когда начинать заниматься мнемотехникой? Как можно раньше – с 1,5- 2 лет. Информация заложенная в мнемоквадрате – одно слово. Но в этом возрасте картинка должна быть яркой, цветной, образ приближен к реальному: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка -зелёная - лиса - заяц

Слайд 15

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 16

Где можно использовать мнемотаблицы ?

Слайд 17

В режимных моментах. Алгоритм одевания, раздевания

Слайд 18

Пересказывание сказок и рассказов

Слайд 19

Заучивание стихов Зайка. Зайку бросила хозяйка,- Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. (А. Барто

Слайд 20

Загадывание загадок. Живет в лесу, зубастый. Серого цвета. Любит овечек.

Слайд 21

Составление рассказов

Слайд 22

РЕЗУЛЬТАТЫ расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 23

Литература Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс . 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).

конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.  ...

"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....

Самообразование « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» 2017-2018 учебный год https://cloud.mail.ru/public/KSws/hjBPuasUv

Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.https://cloud.mail.ru/public/KSws/hjBPuasUv...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....