Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц
презентация по развитию речи
Мнемотехника -в переводе с греческого -«искусство запоминания». Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую последовательность рассказа; Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Увеличение детей с нарушенным звукопроизношением Бедный словарный запас. Односложная речь, состоящая лишь из простых предложений.
Актуальность Приемы работы с мнемотаблицами позволяют: развивать речевую компетентнось у детей; обогащать словарный запас; планировать свое высказывание; устанавливать последовательность изложения; формировать психические процессы – логику, память, мышление, воображение;
Этапы формирование связной речи у детей в онтогенезе 1. Узнавание и называние отдельных предметов и действий ( би-би - машина, бух – упал, ням-ням – кушать). 2. Составление простого предложения. (Мама дай. Мама ди (иди)). 3. Составление распространенных предложения (Мама дай пить.). 4. Формирование связного высказывания ( На улице холодно. Идет снег. Пойдем кататься.).
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую последовательность рассказа; Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Структура мнемотехники Мнемоква-драты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Мнемоквадрат Это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией. Например, даётся слово «девочка», её символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка - девочка -лес - солнце
Наступила зима. На улице холодно. Часто идет снег. Мнемодорожка - это квадрат из трех - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Меня зовут Света. Моя мама Анна Петровна, а папа Виктор Иванович. Они работают в магазине. Моя бабушка Зинаида Ивановна, она умеет печь вкусные пироги. Дедушка Иван Иванович разводит на своей пасеке пчел. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени. Я очень люблю свою семью.
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап . Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап . П ерекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап. Перессказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Когда начинать заниматься мнемотехникой? Как можно раньше – с 1,5- 2 лет. Информация заложенная в мнемоквадрате – одно слово. Но в этом возрасте картинка должна быть яркой, цветной, образ приближен к реальному: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка -зелёная - лиса - заяц
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Где можно использовать мнемотаблицы ?
В режимных моментах. Алгоритм одевания, раздевания
Пересказывание сказок и рассказов
Заучивание стихов Зайка. Зайку бросила хозяйка,- Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. (А. Барто
Загадывание загадок. Живет в лесу, зубастый. Серого цвета. Любит овечек.
Составление рассказов
РЕЗУЛЬТАТЫ расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Литература Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс . 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. ...
Конспект открытого занятия по теме самообразования « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».
Развитие связной речи...
"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....
Самообразование « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» 2017-2018 учебный год https://cloud.mail.ru/public/KSws/hjBPuasUv
Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников.https://cloud.mail.ru/public/KSws/hjBPuasUv...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....