Применение мнемотаблиц в познавательно – речевом развитии дошкольников
консультация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Сообщение к педсовету
Применение мнемотаблиц в
познавательно – речевом развитии
дошкольников
Выполнила:
воспитатель Смолякова Е.А.
2018г.
В дошкольном возрасте ребенку необходимо научиться хорошо говорить, запоминать детские стихи и сказки, рассказывать по картинам. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом.
В настоящее время речевые навыки детей становятся всё хуже. У детей вызывает затруднение пересказывать прочитанные им сказки, рассказы. Они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. Уже с детского сада свободно пользуются компьютером. Много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Причём, условно - наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию.
Использование метода мнемотехники в детском саду даёт действительно хорошие результаты. Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Суть метода – использование не изображения предмета, а символа для опосредованного запоминания. Это очень облегчает детям поиск и запоминание слов. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используются для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. В игру вводятся изображения:
- слов-предметов
- Слов-действий
- Символов-предлогов.
Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов - мнемодорожки следовательно, составляют предложения, сочиняют сказки, рассказы.
Пример: В огороде зайка, сидит ест морковку. Угости нас зайка, свеженькой морковкой.
От мнемодорожек переходим к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
Когда дети приобретают опыт чтения готовых таблиц, мы переходим к составлению своих собственных. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
Мнемотаблица помогает детям выделить в предметах или явлениях существенные признаки. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания текста и необходимости для ребёнка.
Например: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечек
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызёт.
4 этап. Цель: применение навыков кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование включается в основную часть познавательных занятий, как средство активизации всех детей и в заключительную, как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки, рассказывают истории, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель. Не стоит забывать, что мнемотехника – навык. Это систематическая работа.
При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.
Правила при работе с мнемотехникой
1.Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
2.Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
3.На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
4.Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
5.Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Применять мнемотаблицы можно в разных видах деятельности. Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц и моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети подготовятся к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы:
- Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.
- Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...
Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников
Мнемотаблицы- это схема с определённой информацией, которая помогает развитию связной речи детей....
Отчет по самообразованию Тема: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы...
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....
Презентация "Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Дошкольный возраст - самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.Монологическая речь психологически более с...
Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников.
Cтатья посвящена проблеме поиска эффективных средств речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье описаны и интерпретированы особенности связной речи у данной категории детей. Р...
Выступление на методсеминаре «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника»
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах...