Методическая разработка сюжетно-ролевой игры « Отдых на природе»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тупота Марьяна Владимировна
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребёнка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры « Отдых на природе»

Автор: Тупота Марьяна Владимировна, г. Омск

Паспорт проекта

 Вид проекта: групповой, игровой.

 Продолжительность: краткосрочный.

 Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы (5-6лет).

 Образовательная область: познавательно-речевое развитие детей.

Место проведения: МБДОУ детский сад.

Актуальность проекта

 Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия, является своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей, стимулирует активность детского воображения, фантазии, творчества. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

 Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

 Цель: формировать умение принять на себя игровую роль и обозначить её для партнёра, умение развёртывать ролевое взаимодействие.

 Задачи:

  • формировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль;
  • развивать умение развёртывать парное ролевое взаимодействие с партнёром – взрослым и сверстником;
  •  воспитывать дружеское отношение друг с другом;
  •  побуждать детей активизировать в речи слова обозначающие предметы (термометр, витамины, градусник, шпатель, шприц, фонендоскоп).

 Ожидаемые результаты

  • умение принимать роль и обозначать её;
  • парное ролевое взаимодействие со сверстниками; добродушное взаимоотношение друг с другом; активизируют слова в речи обозначающие предметы.

Предварительная работа (подготовка)

Ознакомление с окружающим и развитие речи:

  • Экскурсия в парк;
  • Рассказ воспитателя о правилах поведения на природе;
  • Беседа: « О транспорте и правилах безопасности в транспорте»;
  • Слушаем звуки природы. (аудиозапись).

Художественная литература:

  •  Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»;
  • Н. Носов «Тук -тук – тук»

Подвижные игры:

  •  «Где чей дом?»
  •  «На лесной полянке».

Трудовая деятельность:

  •  Совместный труд воспитателя и детей: Изготовление миниатюрного ландшафта.
  • Продуктивная деятельность:
  •  Лепка: «Человека», «Лукошко с грибами»;
  •  Рисование: «Рисуем поляну»;
  • Конструирование: «Автомобиль».

Взаимодействие с родителями:

  • Пошив палатки для куклы (привлечение родителей к изготовлению атрибутов).

Оборудование и атрибуты:

  • Фотографии, иллюстрации, картины, удочки, стулья, строительный материал, палатка, аудио запись природы .

Расширение словаря:

  • Кемпинг, шезлонги, бинокль, эксперт, развести огонь, храп, леска

Сопутствующие игровые роли:

  • Мама, папа, дети, друзья семьи.

Методика проведения игры

Мотивационный момент.

 В группе проходит самостоятельная деятельность детей. Все дети задействованы с разнообразными видами игр. Воспитатель увидев куклу, которая скучает обращает внимание детей:

 Воспитатель: – Дети, обратите внимание на куклу, почему ей грустно?

  • Ребята, давайте развеселим куклу и прочитаем стих о природе.

Н. Радченко «Ручеёк бежит, звеня».

  • Что-то кукла не становится веселой. Как же ей помочь?
  • Ответы детей: Отвести на природу.

Создание проблемной ситуации.

  • А как же нам это сделать?
  • Ответы детей: отвезти куклу в автомобиле на природу.
  • Воспитатель: А где же мы возьмем автомобиль?
  • Ответы детей: Построим из стульев.
  • Воспитатель: Правильно.

Выбираем водителя( воспитатель направляет детей, напоминает о правилах поведения в автомобиле), остальные дети – это пассажиры.

  • Воспитатель: Что ж, давайте соберем наши

вещи и возьмем все, что нам

нужно. Мы кладем в

сумки только важные вещи.

  • Кукла: Я хочу взять нашу корзину с

Игрушками.

  • Воспитатель: Мне так жаль, Пиона! Но ты не

можешь забрать все эти

игрушки. Они займут все место в

багажнике. Пожалуйста,

возьмите с собой только одну

игрушку.(Обсуждение с детьми этой ситуации)

  • Кукла: Хорошо, тогда я возьму своего

плюшевого мишку.

  • Дети предлагают свои варианты. Они тщательно упаковывают

вещи. Они не хотят ничего

забывать.

Мы закончили! Мы все

упаковали!

  • Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем отправляться! Забирайтесь в минивен!
  • Водитель: Заводит машину. Врум!

Все готовы?

Вы пристегнули ремни

безопасности?

  • Дети: Да!
  • Водитель: Тогда поехали! Мы уже приехали?
  • Да, почти. Теперь нам нужно
  • найти идеальное место для
  • лагеря.
  • Взгляните на это место!
  • Останемся здесь?
  • Дети: Давайте насладимся этим тихим
  • красивым местом.
  • Давайте поставим палатку.
  • Они пытаются снова собрать
  • палатку, но это бесполезно.
  • Эти колышки нужны для чего-
  • нибудь?
  • Конечно, я забыл о колышках.
  • Давайте забьем колышки.
  • Колышки поддерживают
  • палатку.
  • Вот так. Палатка готова.
  • Все - молодцы!
  • животиках, мы должны
  • приготовить ужин.
  • Да!
  • Сначала мы должны собрать
  • хворост для костра! Вы хотите
  • мне помочь?
  • Собирать палочки-это весело!
  • Сколько у нас палок, Поки?
  • Давай их пересчитаем.
  • 1,2,3 …( счет до 10)
  • Хорошо. Хватит палок.
  • Теперь я собираюсь зажечь его.
  • Вот спички.
  • Какой великолепный костер!
  • Пойдем сегодня ловить рыбу в
  • пруду / реке?
  • Да, конечно.
  • Давайте найдем нашу удочку.
  • Вот она.
  • Смотрите, у удочки есть леска,
  • поплавок и крючок на конце.
  • Если мы хотим поймать рыбу,
  • нам нужна хорошая приманка.
  • Наживка означает немного пищи
  • на крючке для рыб.
  • Как вы думаете, из чего
  • получится хорошая приманка?
  • Из червяка или хлеба.
  • Нам нужно подождать, когда
  • поплавок начнет двигаться.
  • Видите? Поплавок задергался.
  • Клюёт.
  • Поднимай удочку, тяни! Что на
  • конце удочки?
  • Там рыба.
  • Наша рыба очень большая.
  • Мы можем выловить ее сачком.
  • Теперь снимаем рыбу с крючка и
  • кладем в ведро.
  • Давайте сделаем уху. А пока уха варится

мы посидим у костра и

  • послушаем звуки природы.
  • Ху-ху!
  • Что это за звук? Смотри!
  • Это сова. Вон она!(Дети слушают звуки природы и отгадывают, кто их издает)

Окончание игры 

В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребёнком игровых ролей. Воспитатель даёт детям образцы общения и действий. Если выясняется, что опыт ребёнка достаточно беден, то воспитатель должен подсказать ребёнку. Игру развёртывали таким образом, что дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Был хорошо понятен смысл действий партнёра. В ходе игры дети научились новым игровым действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Материал разработан для использования в работе с детьми от младшей до подготовительной группы.В каждой возрастной группе работа разбита на кварталы и поставлены задачи...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры с использованием конструктора «ТИКО» и применением основ сетевой игры «Ферма»

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. У детей дошкольного возраста постепенно формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.Известный психол...

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Методическая разработка сюжетно-ролевой подвижной игры "Морской бой"

№  НаименованияСведения1Сведения об автореПродукт разработан инструктором по физической культуре ГБДОУ детского сада №23 Колпинского района Санкт-ПетербургаАвтор: Пупышев Александр Дмитриевич, ин...