Космос (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Новая лексика

Существительные:

космос, комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром,   станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Беседа. 

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

  • Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
  • Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
  • Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
  • Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
  • Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
  • Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
  • Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
  • Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
  • Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?

Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevykh_igr_tema_kosmos.docx54.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Лексическая тема: «Космос»

 

Новая лексика

Существительные:

космос, комета,   космонавт,   ракета,   метеорит,   корабль  (космический),  космодром,   станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Беседа.  

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

  • Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики. 
  • Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. 
  • Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции. 
  • Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом. 
  • Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин. 
  • Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром. 
  • Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр. 
  • Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля. 
  • Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?

Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Словесная игра «Подскажи словечко». 

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете). 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля). 

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп). 

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе …(звездочёт). 

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин). 

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть, Пусть все спят, ей не до сна, В небе не заснёт … (луна). 

Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник). 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

3. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

 

  1. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.  

Один космонавт - много космонавтов.

Одна ракета - много ракет и т.д.

  1. «Составь предложение из слов».

Ракета, космос, летать, в.

Космонавт, в, летать, космос.

  1. Развитие слухового внимания, памяти. 

Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить. 

"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.

"Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"

Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"

Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к

Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"

"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только

8 минут. Полетели?"

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."

Вопросы после прочтения: 

  • Что наблюдал Звездочет ночью? 
  • Что он наблюдал днем? 
  • Куда решил полететь Звездочет? 
  • Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту? 
  • Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца? 
  • Сколько времени понадобилось солнечному лучу?  

 

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным  значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий; тесный — ... большой — ...;      улетать — ... высокий — ...      взлетать — ... известный — ...   включать — ... тёмный  — ... подниматься  — ... яркий  — ...

  1. Игра  «Сосчитай -ка »

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование  существительных с числительными).

Например:

Один   большой   метеорит, два   больших   метеорита, пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Один опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

  1. Игра «Составь предложение» 

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

 

Ход   игры.  Взрослый   предлагает   ребенку послушать  предложение,   в   котором  все   слова   поменялись   местами,   и построить правильное предложение.

 

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

 

КОСМОНАВТ 

В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

                      В. Степанов

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

                              Я. Аким

 

 

Текст для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо».

Но ты не верь. Большие медведи думают:  «Звёзды  —  это   снежинки,   что  забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай   меня   лучше.   Мне  кажется,   виноват   большой  дождь.  После большого дождя   растут  большие  цветы.  А ещё мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают  там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные  ножки.

 

                                                                                                              Г. Цыферов  

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи ?

Что рассказал о звёздах лягушонок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...

Презентация проекта "Мир космоса" (старшая группа).

Педагогический проект о представлении детей о космосе, о целостности окружающего мира через совместную проектную и творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.Проект создан в...

календарно тематическое планирование на тему Космос старшая группа

календарно тематическое планирование на тему Космос старшая группа...

Проект по взаимодействию родителей и дошкольников "Полет в космос"(Старшая группа).

Проект по взаимодействию родителей и дошкольников "Полет в космос"(Старшая группа)....

Ежедневное ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "Космос" старшая группа

Ежедневное ПЛаНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Тема: «Чтобы в Космос полететь, нужно многое уметь!» Старшая группа Цели и задачи: обогащать представления детей о космосе...

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....