ОД " Составление описательного рассказа об игрушке "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Антонова Валентина Сергеена

Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

 Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (на,  под, между, из-под, около)Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_igrushki.docx51.57 КБ
Файл od_igrushki.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» городского округа Спасск – Дальний

Приморского края.

«Составление описательного  рассказа об игрушках»

Непосредственная образовательная деятельность  для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин по теме, рисование и обсуждение значения символов на мнемотаблицах, чтение стихов, рассказов, загадок о диких животных, просмотр иллюстраций к книгам ,атласов, открыток, альбомов, дидактические игры, игры-драматизации, этюды.

Материал: мнемотаблица, игрушки животных, разрезные картинки.

ЦЕЛЬ:  

Формирование умения  детей составлять короткие рассказы по игрушке на основе ( с использованием) мнемотаблицы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные  задачи (обучающие):

1. Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

2. Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (на,  под, между, из-под, около)

3. Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.

Развивающие задачи:

1. Стимулировать речевую активность.

2.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3.Развивать двигательные навыки.

4.Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Воспитательные задачи: 

1. Воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

2. Воспитывать доброе отношение к животным, проявление заботы о них.

На занятии  осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: дидактические игры  «Прятки»; «Составь картинку», «Подбери признаки», отгадывание загадок.

«Физическое развитие»: выполнение подражательных действий по тексту игры.

«Речевое развитие»: отгадывание загадок, составление описательных рассказов об игрушках,

 «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра :Игра – рефлексия  «Незаконченное предложение»

 для определения своего настроения после занятия.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Вводная часть  ( мотивационный, подготовительный этап) – 2 мин

Основные этапы НОД

Цель, задачи

Формы

работы,

приёмы,

методы

Деятельность   педагога

Деятельность

детей

Целевые

Ориентиры

(характеристики)

предполагаемый

результат.

1 этап.

Вводная часть.

Организационный

момент.

Цель: активация

внимания детей.

Создание

благоприятной

атмосферы на занятии.

Приветствие:

 Воспитатель:

«Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки.

Звучит аудиозапись

Упражняются в умении выражать положительные эмоции.

Мотивация

 к совместной

деятельности.

 Цель: включение детей в совместную деятельность на личностно – значимом уровне.

Привлечение

внимания

детей

 к  предстоящей

деятельности.

Мотивировать

детей  

 к действию.

Создание

проблемной

ситуации.

Метод

выяснения

ожиданий и

опасений.

 Воспитатель:

Загадывает загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Внимательно слушают

воспитателя.

Отгадывают загадку.

Учатся оценивать свои возможности и принимать решение.

Основная часть  ( содержательный, деятельностный  этап ) – 15 минут

2 этап

Поиск решения

задач,

проблемы.

Направлена на

самостоятельную

умственную и

практическую

деятельность,

выполнение всех поставленных задач.

Закрепить умение детей проговаривать текст чётко, последовательно 

Расширить словарь детей.

Обогатить словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета.

Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением.

 

Закреплять умение детей составлять целое из частей.

Расширить словарь детей. Развивать умение использовать в речи прилагательные.

Расширить словарь детей. Обогатить  словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета.

Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.

Расширить словарь детей. Обогатить  словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета

Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением.

Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки;

Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Наглядный:

демонстрация

Словесный

Словесный:

Практический

Словесный:

высказывания детей

Практический

Словесный.

  Наглядный:

демонстрация

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

высказывания детей

Словесный

Наглядный:

демонстрация

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

наглядный

Словесный:

наглядный

Словесный:

наглядный

Воспитатель:

Какой зайчонок пришел  к нам в гости?

 (Маленький, пушистый, беленький, ловкий, быстрый,  трусливый, косой,  длинноухий ).
Что умеет делать  зайчонок?

(Прыгать, путать следы,  прятаться,

 стоять  столбиком, быстро бегать ).

Как можно сказать, другими словами, как быстро бегает заяц?

Мчится  без оглядки.

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу.

 Какая шёрстка у зайки?

( серая, мягкая, пушистая.)

Что ещё есть у зайки?

( длинные ушки, короткий хвост, быстрые ножки круглые, блестящие, добрые  глазки)

Воспитатель:

А ещё Зайка очень весёлый и любит играть.

Дидактическая игра «Прятки»

Зайка стоит около  стула.

Зайка сидит на стуле.

Зайка спрятался под стол.

Зайка выглядывает из-под стола.

Зайка стоит между столом и стулом.

Воспитатель:

У Зайки  – день рождение. Он ждёт гостей и решил украсить свой домик их фотографиями.

Но с фотографиями  случилась беда.

Дидактическая игра «Составь картинку»

( Раздаю детям части, они составляют целую картинку из частей ).

Воспитатель:

Кто же придёт в гости к Зайчику?

Воспитатель:

Это белочка. Посмотрите, какие у белки глаза? (чёрные, круглые, блестящие, добрые)

Какая шёрстка?

 (рыжая, мягкая, пушистая)

Что ещё есть у белки?

 (пушистый хвост, треугольные ушки с кисточками, сильные лапки с длинными  коготками )

Какими словами можно сказать о белке,

 какая она ?

 ( Быстрая, шустрая,  хозяйственная.)

(Запасливая, хлопотливая, легкая, проворная).

Что умеет делать  белочка?

 (Прыгать, скакать по веткам грызть орешки, делать запасы, собирать грибы, строить дупло ).

Подвижная игра:

Белка прыгала, скакала.

 (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла:

(Наклоны – как будто что собирают).
Здесь – орешки,   (Поворот вправо)
Тут – грибочек,     (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек.  (Шагают на месте)

Воспитатель:

Кто же ещё придёт в гости к Зайчику?

Какой медвежонок пришел  к зайке  в гости?

(мохнатый, мягкий, пушистый, косолапый, большой )

Воспитатель:

Что ещё есть у  медвежонка?

(Мягкие лапы, маленький, круглый хвостик, чёрные, блестящие как бусинки глазки).

Воспитатель:

Мишутка  предлагает нам поиграть с ним.

Дидактическая игра «Подбери действия»

Что умеет делать  мишка?

( бегать, плавать, охотиться, лазать по деревьям, ловить рыбу, спать всю зиму, лакомиться мёдом и ягодами).

Воспитатель:

Гости приготовили для зайки подарки, у него же день рожденье. ( коробка с подарками)

Зайчишка приглашает своих друзей отведать угощение.

Дети, а где стоит стол? ( под деревом )

Куда сели гости? ( за стол)

На что они сели? ( на стулья )

Воспитатель:

Друзья сделали подарок своему другу, и мы тоже сделаем подарок зайцу. Самый лучший подарок -это книга ( показываю книгу). Но она пустая.

Что делать?

(Дети предлагают варианты.)

Составим рассказы о зайке и его друзьях и запишем в книгу.

Дидактическая игра «Кто что любит?».

Зайка пригласил гостей за стол, а сам забыл, что они любят, давайте поможем зайчишке.

На столе педагога картинки:

морковка, капуста, орехи, шишки, грибы, кора деревьев,  ягоды, мёд, рыбка.

Дети ставят картинки к соответствующей игрушке:

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Зайка любит капусту, морковку, кору дерева.

Медвежонок любит ягоды, мёд, рыбку.

Проявляют интерес.

Отвечают на вопросы

Совершенствуется речевая активность

Определяют и называют местоположение предмета.

Собирают картинку из нескольких частей:

(Белочка, медведь).

 Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес.

Отвечают на вопросы

 

Выполняют подражательные движения, проговаривая текст.

Подбирают слова – действия к существительном

Определяют и называют местоположение предмета.

Дети составляют рассказы по мнемотаблице.

Проявляют интерес.

Совершенствуется умение детей определять и называть местоположение предметов.

Сформировано умение собирать картинку из нескольких частей;

Формируется умение подбирать

прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Формируется умение подбирать глаголы, обозначающие действие предмета.

Сформировано умение в выполнении имитационных движений в соответствии с текстом.

Формируется умение подбирать

прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Формируется умение подбирать глаголы,

обозначающие действие предмета.

Закрепляется

умение детей определять и называть местоположение предметов.

Совершенствуется монологическая речь.

Заключительная часть ( рефлексивный этап) – 3 минуты.

3 этап –

Заключительный.

Рефлексия содержания

учебной

деятельности.

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния детей.

Словесный.

Практический

Воспитатель:

«Незаконченное предложение»:

 Ребятам  вам нужно сказаться одни предложением

-было интересно…

-было трудно…

- Молодцы! Нашим гостям очень понравилось с вами играть. Но пора расставаться. А наши  друзья приготовили для вас сюрприз.

(раскраски - белки, ежа, зайки, медвежонка).

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Дети заканчивают

НОД в хорошем настроении.

Рассуждают, проявлена заинтересованность

Формируется умение оценивать эмоциональное состояние с помощью игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» городского округа Спасск – Дальний

Приморского края.

«Овощи бывают разные».

Непосредственная образовательная деятельность  для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  овощей; беседы, отгадывание загадок, чтение стихотворений, русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Белорусская сказка «Пых»; Стихотворение Тувима   «Хозяйка однажды с базара пришла… »;

- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»  - дидактические  игры «Что сажают в огороде», «Найди, о чем расскажу» «Назови  ласково»,

«Найди и назови», «Чудесный мешочек »,  «Угадай на вкус», «Разложи овощи», Пальчиковая гимнастика «Капуста»,

Материал: Картинки с изображением овощей, огород, корзинка; раздаточный материал «овощи и фрукты»; поднос с овощами
непрозрачный мешочек;

Цель:  Расширение и углубление знаний детей  об овощах.

Задачи:

Образовательные  задачи (обучающие):

1.Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания;

 2.Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

3.Формировать умение описывать овощи;

Развивающие задачи:

Развивать речевую активность, внимание;

 Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;

-Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Воспитательные задачи: 

 Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами;

 уважение к труду людей, работающих на земле;

 Воспитывать умение слушать друг друга;

На занятии  осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: дидактические игры  «Найди и назови», «Чудесный мешочек »,  «Угадай на вкус», «Разложи овощи»,

«Назови  ласково»,

«Физическое развитие»: выполнение подражательных действий по тексту игры.

«Речевое развитие»: отгадывание загадок, составление описательных рассказов об овощах;

 «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра : Игра – рефлексия  «Что интересного узнали»

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Вводная часть  ( мотивационный, подготовительный этап) – 2 мин

Основные этапы НОД

Цель, задачи

Формы

работы,

приёмы,

методы

Деятельность   педагога

Деятельность

детей

Целевые

Ориентиры

(характеристики)

Предполагаемый

результат.

1 этап.

Вводная часть.

Организационный

момент.

Цель: активация

внимания детей.

Создание

благоприятной

атмосферы на занятии.

Приветствие.

 В группе стало вдруг светлее, а ребятам веселее.
Потому что в этот час гости посетили нас.
С радостью мы вас встречаем, и здоровья вам желаем.
Чувствуйте себя как дома, вот и место вам готово,
Приглашаем вас, присядьте да с дороги отдыхайте.

Приветствуют гостей

Упражняются в умении выражать положительные эмоции.

Мотивация

 к совместной

деятельности.

 Цель: включение детей в совместную деятельность на личностно – значимом уровне.

Привлечение

внимания

детей

 к  предстоящей

деятельности.

Мотивировать

детей  

 к действию.

Создание

проблемной

ситуации.

Метод

выяснения

ожиданий и

опасений.

 Воспитатель: Дети слышите, кто-то плачет ?

(Из-за ширмы показывается заяц)
Воспитатель: Кто это ребята?
Воспитатель: Спросите, почему зайка плачет?
Зайка: Как же мне не плакать мама послала меня за овощами, а я не знаю, что такое овощи и где они растут.
Воспитатель: Не плачь, зайка мы тебе поможем.

Ну, что поможем Зайке? Мы справимся?

Внимательно слушают

воспитателя.

Учатся оценивать свои возможности и принимать решение.

Основная часть  ( содержательный, деятельностный  этап ) – 15 минут

2 этап.

Поиск решения

задач,

проблемы.

Направлена на

самостоятельную

умственную и

практическую

деятельность,

выполнение всех поставленных задач.

Закрепить умение детей проговаривать текст, выполняя подражательные действия, выполняя подражательные действия в определённой последовательности. 

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

Развивать речевую активность, внимание;

Развивать мелкую моторику детских рук и пальцев

Формировать умение описывать овощи;

Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;

Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки

Упражнение

Наглядный:

демонстрация.

Словесный

Наглядный:

демонстрация

Словесный:

загадывание загадок.

Наглядный:

демонстрация.

Словесный

Словесный

Наглядный

Словесный

Наглядный

практический

Воспитатель: 

По ровненькой дорожке

 шагают наши ножки,
Через лужу прыг, прыг, прыг,

Через ямку скок, скок.

 Ох, устали,

 Куда же мы попали?
Включаю проектор.

Слайд№1 ( огород – грядки с овощами)

Обращаю внимание детей на экран.
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Как одним словом сказать, что растёт на огороде?

Чтобы Зайка знал какие овощи растут на огороде, давайте ему   расскажем и покажем картинки .

Дидактическая игра «Найди и назови»

Что нужно для того, чтобы вырастить хороший урожай?

( Зайка шепчет на ухо воспитателю ).

А ещё нужно овощи называть ласково

Дидактическая игра «Назови  ласково»

Помидор – помидорчик,

Огурец – огурчик,

Свекла – свеколка,

Картошка – картошечка.

Слайд№2( овощи в корзине).

( Зайка шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, зайка хочет, чтобы вы отгадали, какие овощи нужно принести маме- зайчихе.

Воспитатель зачитывает загадки.

Красный нос в землю врос,                              

А зеленый хвост снаружи.                              

 Нам зеленый хвост не нужен,                        

 Нужен только  красный нос ( морковь) 

Сто одежек -  И все без застежек ( капуста)   

Воспитатель: Дети, давайте предложим Зайке интересную пальчиковую  игру:

 Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип?  Что за хруст?

( сжимать и разжимать пальцы )

Это что ещё за куст?     

( соединить основания ладоней, и сложить пальцы – бутоном)

Как же быть без хруста? Если я капуста!

( сделать из пальцев шар).

Воспитатель: Дети, Зайка,  тоже очень любит играть и предлагает интересную игру: «Урожай». 

В огород пойдем, урожай  мы соберем. 

 ( идут по кругу, взявшись за руки )

 Мы морковки натаскаем            

 (выполняют наклоны с  имитирующими движениями рук ).

И картошки накопаем.               

 (выполняют движения  руками, имитирующими работу    лопатой ).

Срежем мы кочан капусты,       

 (одной рукой держат    воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают  снизу кочан ).

Круглый, сочный,    очень вкусный.             

( Рисуют в воздухе круг три раза ).

Щавеля нарвем немножко          

( приседают и выполняют    имитирующие хватательные  движения обеими руками ).

И вернемся по дорожке.           

(  Идут по кругу, взявшись за руки ).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Зайке,

об овощах. А чтобы вам легче было, рассказывать я приготовила вот эту схему

(название, форма, цвет, как собирают).

( Зайка шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, Зайка, теперь знает все овощи и предлагает поиграть в интересную игру.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек »

Воспитатель: складывает овощи в  «чудесный мешочек» и говорит:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

 Как вы любите играть.

Дети  по очереди берут из мешочка овощ, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, а сейчас давайте угостите зайку овощами.
Дидактическая игра: «Угадай на вкус».

Дети закрывают глаза, воспитатель кладёт им маленькие кусочки овощей. Дети отгадывают,

 что они ели, определяют их вкус:

Кислый,

 Сладкий,

Сочный,

 Горький,

Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по вкусу!

Воспитатель: Какие овощи можно сырыми есть ?

Какие овощи нужно варить?

Дидактическая игра «Разложи овощи»

Выстраиваются в круг, идут по залу за воспитателем.

Выполняют подражательные движения , проговаривают текст.

Проявляют интерес.

Смотрят на экран.

Дети называют овощи и находят картинки.

Отвечают на вопрос

Подбирают существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Смотрят на экран.

Проявляют интерес.

Отгадывают загадку

Выполняют двигательные движения в соответствии с текстом.

Выполняют двигательные движения в соответствии с текстом.

Составляют рассказ по таблице

Развиваются  вкусовые ощущений.

Умение группировать

по признакам.

Участвуют в общем действии по музыку. Используя окружающее пространство помещения.

Совершенствуется двигательная активность, формируются имитационные способности.

Расширяется представление детей об условиях, необходимых для роста растений (воздух, вода, прополка).

Формируется умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными

суффиксами.

Активизирован интерес к восприятию изображения на экране.

Сформировано умение в выполнении имитационных движений в соответствии с текстом.

Совершенствуется монологическая речь, активизируется словарь

Совершенствуется тактильные ощущения и восприятия; формируется умения узнавать и называть предметы;

Сформировано умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Заключительная часть ( рефлексивный этап) – 3 минуты.

3 этап –

Заключительный.

Рефлексия содержания

учебной

деятельности.

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния детей.

Словесный.

Практический.

Воспитатель: О чём мы рассказали  Зайке?

 Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: ( Зайка шепчет на ухо)

Спасибо ребята вы мне очень помогли, мне у вас очень понравилось, но мне пора к маме домой, до свидания ( зайка уходит )
Воспитатель: Ребята, еще зайка подарил вам раскраски «Овощи» вы можете в группе раскрасить их, а вечером показать родителям и рассказать, что такое овощи и где они растут, хотите раскрашивать, тогда давайте попрощаемся с нашими гостями и будем раскрашивать.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, как выполняли задания.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Дети заканчивают

НОД в хорошем настроении.

Рассуждают, проявлена заинтересованность.

Формируется умение оценивать эмоциональное состояние с помощью 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» городского округа Спасск – Дальний

Приморского края.

«Составление описательного  рассказа об игрушках»

Непосредственная образовательная деятельность  для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин по теме, рисование и обсуждение значения символов на мнемотаблицах, чтение стихов, рассказов, загадок о диких животных, просмотр иллюстраций к книгам ,атласов, открыток, альбомов, дидактические игры, игры-драматизации, этюды.

Материал: мнемотаблица, игрушки животных, разрезные картинки.

ЦЕЛЬ:  

Формирование умения  детей составлять короткие рассказы по игрушке на основе ( с использованием) мнемотаблицы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные  задачи (обучающие):

1. Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

2. Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (на,  под, между, из-под, около)

3. Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.

Развивающие задачи:

1. Стимулировать речевую активность.

2.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3.Развивать двигательные навыки.

4.Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Воспитательные задачи: 

1. Воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

2. Воспитывать доброе отношение к животным, проявление заботы о них.

На занятии  осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: дидактические игры  «Прятки»; «Составь картинку», «Подбери признаки», отгадывание загадок.

«Физическое развитие»: выполнение подражательных действий по тексту игры.

«Речевое развитие»: отгадывание загадок, составление описательных рассказов об игрушках,

 «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра :Игра – рефлексия  «Незаконченное предложение»

 для определения своего настроения после занятия.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Вводная часть  ( мотивационный, подготовительный этап) – 2 мин

Основные этапы НОД

Цель, задачи

Формы

работы,

приёмы,

методы

Деятельность   педагога

Деятельность

детей

Целевые

Ориентиры

(характеристики)

предполагаемый

результат.

1 этап.

Вводная часть.

Организационный

момент.

Цель: активация

внимания детей.

Создание

благоприятной

атмосферы на занятии.

Приветствие:

 Воспитатель:

«Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки.

Звучит аудиозапись

Упражняются в умении выражать положительные эмоции.

Мотивация

 к совместной

деятельности.

 Цель: включение детей в совместную деятельность на личностно – значимом уровне.

Привлечение

внимания

детей

 к  предстоящей

деятельности.

Мотивировать

детей  

 к действию.

Создание

проблемной

ситуации.

Метод

выяснения

ожиданий и

опасений.

 Воспитатель:

Загадывает загадку:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Внимательно слушают

воспитателя.

Отгадывают загадку.

Учатся оценивать свои возможности и принимать решение.

Основная часть  ( содержательный, деятельностный  этап ) – 15 минут

2 этап

Поиск решения

задач,

проблемы.

Направлена на

самостоятельную

умственную и

практическую

деятельность,

выполнение всех поставленных задач.

Закрепить умение детей проговаривать текст чётко, последовательно 

Расширить словарь детей.

Обогатить словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета.

Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением.

 

Закреплять умение детей составлять целое из частей.

Расширить словарь детей. Развивать умение использовать в речи прилагательные.

Расширить словарь детей. Обогатить  словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета.

Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.

Расширить словарь детей. Обогатить  словарь детей глаголами, обозначающими действие предмета

Упражнять в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением.

Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки;

Вовлечь детей в игровое и речевое взаимодействие.

Наглядный:

демонстрация

Словесный

Словесный:

Практический

Словесный:

высказывания детей

Практический

Словесный.

  Наглядный:

демонстрация

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

высказывания детей

Словесный

Наглядный:

демонстрация

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

высказывания детей

Словесный:

наглядный

Словесный:

наглядный

Словесный:

наглядный

Воспитатель:

Какой зайчонок пришел  к нам в гости?

 (Маленький, пушистый, беленький, ловкий, быстрый,  трусливый, косой,  длинноухий ).
Что умеет делать  зайчонок?

(Прыгать, путать следы,  прятаться,

 стоять  столбиком, быстро бегать ).

Как можно сказать, другими словами, как быстро бегает заяц?

Мчится  без оглядки.

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу.

 Какая шёрстка у зайки?

( серая, мягкая, пушистая.)

Что ещё есть у зайки?

( длинные ушки, короткий хвост, быстрые ножки круглые, блестящие, добрые  глазки)

Воспитатель:

А ещё Зайка очень весёлый и любит играть.

Дидактическая игра «Прятки»

Зайка стоит около  стула.

Зайка сидит на стуле.

Зайка спрятался под стол.

Зайка выглядывает из-под стола.

Зайка стоит между столом и стулом.

Воспитатель:

У Зайки  – день рождение. Он ждёт гостей и решил украсить свой домик их фотографиями.

Но с фотографиями  случилась беда.

Дидактическая игра «Составь картинку»

( Раздаю детям части, они составляют целую картинку из частей ).

Воспитатель:

Кто же придёт в гости к Зайчику?

Воспитатель:

Это белочка. Посмотрите, какие у белки глаза? (чёрные, круглые, блестящие, добрые)

Какая шёрстка?

 (рыжая, мягкая, пушистая)

Что ещё есть у белки?

 (пушистый хвост, треугольные ушки с кисточками, сильные лапки с длинными  коготками )

Какими словами можно сказать о белке,

 какая она ?

 ( Быстрая, шустрая,  хозяйственная.)

(Запасливая, хлопотливая, легкая, проворная).

Что умеет делать  белочка?

 (Прыгать, скакать по веткам грызть орешки, делать запасы, собирать грибы, строить дупло ).

Подвижная игра:

Белка прыгала, скакала.

 (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла:

(Наклоны – как будто что собирают).
Здесь – орешки,   (Поворот вправо)
Тут – грибочек,     (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек.  (Шагают на месте)

Воспитатель:

Кто же ещё придёт в гости к Зайчику?

Какой медвежонок пришел  к зайке  в гости?

(мохнатый, мягкий, пушистый, косолапый, большой )

Воспитатель:

Что ещё есть у  медвежонка?

(Мягкие лапы, маленький, круглый хвостик, чёрные, блестящие как бусинки глазки).

Воспитатель:

Мишутка  предлагает нам поиграть с ним.

Дидактическая игра «Подбери действия»

Что умеет делать  мишка?

( бегать, плавать, охотиться, лазать по деревьям, ловить рыбу, спать всю зиму, лакомиться мёдом и ягодами).

Воспитатель:

Гости приготовили для зайки подарки, у него же день рожденье. ( коробка с подарками)

Зайчишка приглашает своих друзей отведать угощение.

Дети, а где стоит стол? ( под деревом )

Куда сели гости? ( за стол)

На что они сели? ( на стулья )

Воспитатель:

Друзья сделали подарок своему другу, и мы тоже сделаем подарок зайцу. Самый лучший подарок -это книга ( показываю книгу). Но она пустая.

Что делать?

(Дети предлагают варианты.)

Составим рассказы о зайке и его друзьях и запишем в книгу.

Дидактическая игра «Кто что любит?».

Зайка пригласил гостей за стол, а сам забыл, что они любят, давайте поможем зайчишке.

На столе педагога картинки:

морковка, капуста, орехи, шишки, грибы, кора деревьев,  ягоды, мёд, рыбка.

Дети ставят картинки к соответствующей игрушке:

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Зайка любит капусту, морковку, кору дерева.

Медвежонок любит ягоды, мёд, рыбку.

Проявляют интерес.

Отвечают на вопросы

Совершенствуется речевая активность

Определяют и называют местоположение предмета.

Собирают картинку из нескольких частей:

(Белочка, медведь).

 Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес.

Отвечают на вопросы

 

Выполняют подражательные движения, проговаривая текст.

Подбирают слова – действия к существительном

Определяют и называют местоположение предмета.

Дети составляют рассказы по мнемотаблице.

Проявляют интерес.

Совершенствуется умение детей определять и называть местоположение предметов.

Сформировано умение собирать картинку из нескольких частей;

Формируется умение подбирать

прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Формируется умение подбирать глаголы, обозначающие действие предмета.

Сформировано умение в выполнении имитационных движений в соответствии с текстом.

Формируется умение подбирать

прилагательные, обозначающие признаки предмета.

Формируется умение подбирать глаголы,

обозначающие действие предмета.

Закрепляется

умение детей определять и называть местоположение предметов.

Совершенствуется монологическая речь.

Заключительная часть ( рефлексивный этап) – 3 минуты.

3 этап –

Заключительный.

Рефлексия содержания

учебной

деятельности.

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния детей.

Словесный.

Практический

Воспитатель:

«Незаконченное предложение»:

 Ребятам  вам нужно сказаться одни предложением

-было интересно…

-было трудно…

- Молодцы! Нашим гостям очень понравилось с вами играть. Но пора расставаться. А наши  друзья приготовили для вас сюрприз.

(раскраски - белки, ежа, зайки, медвежонка).

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Дети заканчивают

НОД в хорошем настроении.

Рассуждают, проявлена заинтересованность

Формируется умение оценивать эмоциональное состояние с помощью игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок» городского округа Спасск – Дальний

Приморского края.

«Овощи бывают разные».

Непосредственная образовательная деятельность  для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  овощей; беседы, отгадывание загадок, чтение стихотворений, русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Белорусская сказка «Пых»; Стихотворение Тувима   «Хозяйка однажды с базара пришла… »;

- сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»  - дидактические  игры «Что сажают в огороде», «Найди, о чем расскажу» «Назови  ласково»,

«Найди и назови», «Чудесный мешочек »,  «Угадай на вкус», «Разложи овощи», Пальчиковая гимнастика «Капуста»,

Материал: Картинки с изображением овощей, огород, корзинка; раздаточный материал «овощи и фрукты»; поднос с овощами
непрозрачный мешочек;

Цель:  Расширение и углубление знаний детей  об овощах.

Задачи:

Образовательные  задачи (обучающие):

1.Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания;

 2.Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

3.Формировать умение описывать овощи;

Развивающие задачи:

Развивать речевую активность, внимание;

 Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;

-Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Воспитательные задачи: 

 Воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами;

 уважение к труду людей, работающих на земле;

 Воспитывать умение слушать друг друга;

На занятии  осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: дидактические игры  «Найди и назови», «Чудесный мешочек »,  «Угадай на вкус», «Разложи овощи»,

«Назови  ласково»,

«Физическое развитие»: выполнение подражательных действий по тексту игры.

«Речевое развитие»: отгадывание загадок, составление описательных рассказов об овощах;

 «Социально – коммуникативное развитие»: дидактическая игра : Игра – рефлексия  «Что интересного узнали»

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Вводная часть  ( мотивационный, подготовительный этап) – 2 мин

Основные этапы НОД

Цель, задачи

Формы

работы,

приёмы,

методы

Деятельность   педагога

Деятельность

детей

Целевые

Ориентиры

(характеристики)

Предполагаемый

результат.

1 этап.

Вводная часть.

Организационный

момент.

Цель: активация

внимания детей.

Создание

благоприятной

атмосферы на занятии.

Приветствие.

 В группе стало вдруг светлее, а ребятам веселее.
Потому что в этот час гости посетили нас.
С радостью мы вас встречаем, и здоровья вам желаем.
Чувствуйте себя как дома, вот и место вам готово,
Приглашаем вас, присядьте да с дороги отдыхайте.

Приветствуют гостей

Упражняются в умении выражать положительные эмоции.

Мотивация

 к совместной

деятельности.

 Цель: включение детей в совместную деятельность на личностно – значимом уровне.

Привлечение

внимания

детей

 к  предстоящей

деятельности.

Мотивировать

детей  

 к действию.

Создание

проблемной

ситуации.

Метод

выяснения

ожиданий и

опасений.

 Воспитатель: Дети слышите, кто-то плачет ?

(Из-за ширмы показывается заяц)
Воспитатель: Кто это ребята?
Воспитатель: Спросите, почему зайка плачет?
Зайка: Как же мне не плакать мама послала меня за овощами, а я не знаю, что такое овощи и где они растут.
Воспитатель: Не плачь, зайка мы тебе поможем.

Ну, что поможем Зайке? Мы справимся?

Внимательно слушают

воспитателя.

Учатся оценивать свои возможности и принимать решение.

Основная часть  ( содержательный, деятельностный  этап ) – 15 минут

2 этап.

Поиск решения

задач,

проблемы.

Направлена на

самостоятельную

умственную и

практическую

деятельность,

выполнение всех поставленных задач.

Закрепить умение детей проговаривать текст, выполняя подражательные действия, выполняя подражательные действия в определённой последовательности. 

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

Развивать речевую активность, внимание;

Развивать мелкую моторику детских рук и пальцев

Формировать умение описывать овощи;

Развивать умение отличать овощи на ощупь и вкус;

Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки

Упражнение

Наглядный:

демонстрация.

Словесный

Наглядный:

демонстрация

Словесный:

загадывание загадок.

Наглядный:

демонстрация.

Словесный

Словесный

Наглядный

Словесный

Наглядный

практический

Воспитатель: 

По ровненькой дорожке

 шагают наши ножки,
Через лужу прыг, прыг, прыг,

Через ямку скок, скок.

 Ох, устали,

 Куда же мы попали?
Включаю проектор.

Слайд№1 ( огород – грядки с овощами)

Обращаю внимание детей на экран.
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

Как одним словом сказать, что растёт на огороде?

Чтобы Зайка знал какие овощи растут на огороде, давайте ему   расскажем и покажем картинки .

Дидактическая игра «Найди и назови»

Что нужно для того, чтобы вырастить хороший урожай?

( Зайка шепчет на ухо воспитателю ).

А ещё нужно овощи называть ласково

Дидактическая игра «Назови  ласково»

Помидор – помидорчик,

Огурец – огурчик,

Свекла – свеколка,

Картошка – картошечка.

Слайд№2( овощи в корзине).

( Зайка шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, зайка хочет, чтобы вы отгадали, какие овощи нужно принести маме- зайчихе.

Воспитатель зачитывает загадки.

Красный нос в землю врос,                              

А зеленый хвост снаружи.                              

 Нам зеленый хвост не нужен,                        

 Нужен только  красный нос ( морковь) 

Сто одежек -  И все без застежек ( капуста)   

Воспитатель: Дети, давайте предложим Зайке интересную пальчиковую  игру:

 Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип?  Что за хруст?

( сжимать и разжимать пальцы )

Это что ещё за куст?     

( соединить основания ладоней, и сложить пальцы – бутоном)

Как же быть без хруста? Если я капуста!

( сделать из пальцев шар).

Воспитатель: Дети, Зайка,  тоже очень любит играть и предлагает интересную игру: «Урожай». 

В огород пойдем, урожай  мы соберем. 

 ( идут по кругу, взявшись за руки )

 Мы морковки натаскаем            

 (выполняют наклоны с  имитирующими движениями рук ).

И картошки накопаем.               

 (выполняют движения  руками, имитирующими работу    лопатой ).

Срежем мы кочан капусты,       

 (одной рукой держат    воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают  снизу кочан ).

Круглый, сочный,    очень вкусный.             

( Рисуют в воздухе круг три раза ).

Щавеля нарвем немножко          

( приседают и выполняют    имитирующие хватательные  движения обеими руками ).

И вернемся по дорожке.           

(  Идут по кругу, взявшись за руки ).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Зайке,

об овощах. А чтобы вам легче было, рассказывать я приготовила вот эту схему

(название, форма, цвет, как собирают).

( Зайка шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, Зайка, теперь знает все овощи и предлагает поиграть в интересную игру.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек »

Воспитатель: складывает овощи в  «чудесный мешочек» и говорит:

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

 Как вы любите играть.

Дети  по очереди берут из мешочка овощ, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, а сейчас давайте угостите зайку овощами.
Дидактическая игра: «Угадай на вкус».

Дети закрывают глаза, воспитатель кладёт им маленькие кусочки овощей. Дети отгадывают,

 что они ели, определяют их вкус:

Кислый,

 Сладкий,

Сочный,

 Горький,

Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по вкусу!

Воспитатель: Какие овощи можно сырыми есть ?

Какие овощи нужно варить?

Дидактическая игра «Разложи овощи»

Выстраиваются в круг, идут по залу за воспитателем.

Выполняют подражательные движения , проговаривают текст.

Проявляют интерес.

Смотрят на экран.

Дети называют овощи и находят картинки.

Отвечают на вопрос

Подбирают существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Смотрят на экран.

Проявляют интерес.

Отгадывают загадку

Выполняют двигательные движения в соответствии с текстом.

Выполняют двигательные движения в соответствии с текстом.

Составляют рассказ по таблице

Развиваются  вкусовые ощущений.

Умение группировать

по признакам.

Участвуют в общем действии по музыку. Используя окружающее пространство помещения.

Совершенствуется двигательная активность, формируются имитационные способности.

Расширяется представление детей об условиях, необходимых для роста растений (воздух, вода, прополка).

Формируется умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными

суффиксами.

Активизирован интерес к восприятию изображения на экране.

Сформировано умение в выполнении имитационных движений в соответствии с текстом.

Совершенствуется монологическая речь, активизируется словарь

Совершенствуется тактильные ощущения и восприятия; формируется умения узнавать и называть предметы;

Сформировано умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Заключительная часть ( рефлексивный этап) – 3 минуты.

3 этап –

Заключительный.

Рефлексия содержания

учебной

деятельности.

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния детей.

Словесный.

Практический.

Воспитатель: О чём мы рассказали  Зайке?

 Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: ( Зайка шепчет на ухо)

Спасибо ребята вы мне очень помогли, мне у вас очень понравилось, но мне пора к маме домой, до свидания ( зайка уходит )
Воспитатель: Ребята, еще зайка подарил вам раскраски «Овощи» вы можете в группе раскрасить их, а вечером показать родителям и рассказать, что такое овощи и где они растут, хотите раскрашивать, тогда давайте попрощаемся с нашими гостями и будем раскрашивать.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, как выполняли задания.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Дети заканчивают

НОД в хорошем настроении.

Рассуждают, проявлена заинтересованность.

Формируется умение оценивать эмоциональное состояние с помощью 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе.

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ(3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопрос воспитателя полным предложением,...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....