«Использование интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
г. Москва г. Троицк
Воспитатель Гаганова Е.Д.
Консультация для воспитателей
Использование интеллект-карт в образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определённых навыков, знаний и умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определённых навыков, знаний и умений.
Слайд 2
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Я познакомилась и применила на практике эффективный метод для освоения знаний -метод Интеллект - карт Тони Бьюзена. Он психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти), лектор и консультант по вопросам интеллекта. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Слайд 3
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Слайд 4
Задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Слайд 5
Свойства интеллект - карты:
- наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается); Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Также применяем и развиваем ассоциативное мышление (мышление образами), которое тоже преобладает в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений. При моделировании интеллект карты происходит взаимодействие правого и левого полушария .
Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»
Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти.
- своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Слайд 6 (пролистать)
Слайд 7
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту
рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
(Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
Дети называют слова-существительные, к каждому существительному подбираются слова – признаки, слова-действия и изображают то, что относится к теме.
слова-признаки.
Дети по составленной интеллект- карте составляют предложения.)
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Слайд 8
Цели направлений создания интеллект - карты с дошкольниками
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Слайд 13
Варианты использования карт с детьми
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
- ребёнок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Положительная динамика в речевом развитии :
- пополнился словарный запас;
- улучшилась лексико-грамматическая
- структура речи;
- дети научились связно, последовательно
- излагать свои мысли, рассказывать о событиях
- из окружающей жизни. С ее помощью дети
- быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Слайд 21
Рекомендации по применению интеллект - карт
- беседуйте по карте;
- задавайте больше вопросов;
- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным
- ответом;
- составляйте рассказы;
- добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом
- детей;
- экспериментируйте
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
"Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
laquo;Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраст...
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы связана с тем,что приближается Новый год-самый волшебный ,самый удивительный праздник,любимый и взрослыми и детьми.Новый год дарит ожидание чуда,удивительных сюрпризов и по...
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...