Конспект занятия по формированию функциональной грамотности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
План-конспект занятия по развитию связной речи. Категория: дети с ОНР (III уровень), 2 год обучения. Тема: Домашние птицы. Пересказ рассказа "Странный цыпленок". Цель: закрепление навыка пересказа текста. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию связной речи.
Категория: дети с ОНР (III уровень), 2 год обучения
Тема: Домашние птицы. Пересказ рассказа «Странный цыпленок».
Цель: закрепление навыка пересказа текста.
Задачи: коррекционно-образовательные:
- стремиться к развитию навыка пересказа текста с элементами усложнения (от лица разных героев);
- способствовать отработке навыка составления разных типов предложений;
- способствовать применению умения вести диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку товарищам по команде;
- закрепить навык образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и употребления антонимических рядов;
коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию логического и пространственного мышления, внимания;
- развивать умение классифицировать объект по признакам, самостоятельно структурировать информацию;
- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, находить логические цепочки (ассоциации);
коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности, инициативности, интереса к художественным произведениям.
Оборудование: наборы геометрических фигур по количеству детей, корзинка, утенок, текст рассказа «Странный цыпленок», планшеты, мел, мяч, оценочные маркеры.
Ход занятия:
I Организационный момент.
У каждого ребенка набор геометрических фигур. Задание: из фигур сделать птицу, назвать ее.
Развитие логического и пространственного мышления, внимания.
Учитель-логопед предлагает детям самостоятельно разделиться на 2 команды.
Воспитание самостоятельности, активности, инициативности.
II Основная часть. Актуализация знаний.
1. Игра «Да – Нет».
Внести корзинку, предложить детям узнать, кто или что находится в ней. Команды задают вопросы, учитель-логопед отвечает только словами «да, нет». При отгадывании показать утенка. Сообщить о том, что сегодня на занятии дети узнают увлекательную историю о птице.
- Задавайте умные вопросы и узнайте, кто в волшебной корзинке.
- Это живое? - Да.
- Это животное? - Нет.
- Это птица? - Да.
- Зимующая птица? - Нет.
- Домашняя птица? - Да.
- Это взрослая птица? - Нет.
- Это птенец? - Да.
- Это утенок? - Да.
(Проблемно-поисковый метод).
- Ребята, сегодня будем играть, выполнять интересные задания, пересказывать рассказ, красиво говорить.
Классифицирование объекта по признакам. Самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, сужение поля поиска.
2. Игровое упражнение «Какой?»
Учитель-логопед предлагает подойти, рассмотреть, потрогать и погладить утенка, спрашивая, какой он? Одна команда называет прилагательное, другая – это же прилагательное с уменьшительно-ласкательным значением. (Смена задания).
- Назовите красивые слова об утенке. Какой утенок? (Маленький – малюсенький, пушистенький – пушистый, мягкий – …, теплый – …, красивый – …, желтый – …, неуклюжий – …)
Активизация словообразовательных процессов: образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Дидактическое упражнение «Похож?!»
Учитель-логопед спрашивает дошкольников, на кого или на что похож утенок? Ребята высказывают своё мнение.
- На кого или на что похож утенок? (Пушистый комочек, маленький шарик, мягкий пушок, красивый желтый одуванчик, вылупившийся желторотый цыпленок, мохнатый зверек, лохматая шубка…).
(Мне кажется … Я считаю … Он такой …)
Отработка навыка составления разных типов предложений. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, находить аналогию.
(Метод графической символической аналогии).
4. Физкультминутка
Танец «Маленьких утят»
5. Чтение рассказа «Странный цыпленок».
- Ребята, послушайте, какая однажды забавная история приключилась с нашим утенком.
«Странный цыпленок» (Адаптированный рассказ «Чужое яичко» по К. Д. Ушинскому.)
Умение слушать, понимать и запоминать содержание рассказа.
6. Беседа.
Команды задают друг другу вопросы по содержанию рассказа.
- Кого вывела наседка?
- Какими были цыплята?
- Каким был «странный цыпленок»?
- Куда и зачем повела наседка цыплят?
- Как повел себя «странный цыпленок»?
- Что делали наседка и цыплята, когда «странный цыпленок» бросился в
воду?
- Кто услышал шум и прибежал на берег пруда?
- Что сделала и сказала хозяйка?
- Почему рассказ называется «Странный цыпленок»?
Применение умения вести диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку товарищам по команде.
7. Составление графической модели к рассказу.
Учитель-логопед предлагает зарисовать содержание рассказа с помощью пиктограмм.
Развитие умения составлять графический план и пользоваться им.
8. Минутка физической активности.
«Утенок и цыпленок», с мячом.
Ведущий называет слово, команды подбирают к нему противоположные свойства.
- Клюв. Узкий – широкий. Острый – тупой.
- Лапки. Перепончатые – безперепончатые.
- Яйцо. Большое – маленькое.
- Перья. Водонепроницаемые (водоотталкивающие) – водопромокаемые.
- Возраст. Старый – молодой.
- Образ жизни. Домашние – дикие. Водоплавающие – сухопутные.
- Крик или голос. Пищащий – крякающий.
Активизация в речи антонимов. Упражнение в мышлении противоречиями (прием «Наоборот»).
9. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.
10. Коллективный (самостоятельный) пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.
Пересказ от имени хозяйки, наседки, цыпленка, утенка.
Стимуляция творческого самовыражения.
III Рефлексивно-оценочный этап. Итог занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Ребенок выбирает оценочный маркер (например, веселый смайлик), рассказывает, чем ему понравился свой пересказ, что запомнилось больше, узнал нового и т.д.
Стимуляция к оценке собственных достижений.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Коммуникативные
Проявление активности в решении учебной задачи.
Точное выражение своих мыслей, правильное формулирование вопросов, четкое выстраивание речевых конструкций.
Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать,
уступать, приходить к общему решению, принимать помощь.
Регулятивные
Нацеливание на успешную деятельность.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Оценка результатов своей деятельности, товарищей.
Познавательные
Выделение существенной информации из текста.
Ориентировка в своей системе знаний.
Умение выделять целое и части.
Классифицирование объекта по признакам.
Осуществление сравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы
Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности
Проведение занятий содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создаёт необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности» Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....
Конспект НОД по формированию функциональной грамотности у детей средней группы (естествознание/математика) "Поможем зайчику".
Данная НОД выявляет уровень сформированности функциональной грамотности у детей средней группы. Выполняя дидактические задания дети применяют ранее приобретённые знания по естествознанию (Тема "Ж...
Конспект занятия по формированию функциональной грамотности (математика) у детей средней группы (4-5) "Вместе с Машей и медведем".
Данный конспект подготовлен на основе игрового материала, представленного в методическом пособии для воспитателей Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», Практический курс...