Мастер класс "Сторителлинг, как способ развития связной речи у старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Вишнёва Жанна Викторовна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию связной речи у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx92.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Вишнёва Ж.В.

МАДОУ д/с «Алёнушка»

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи:

  • Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
  • Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Актуальность:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

Теоретическая часть.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».

Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2. Уточнять использование грамматических форм речи.

3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Практическая часть.

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей.Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игрокивыбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Когда-то давным-давно…
  • Жили-были…
  • Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет, что делает?

#1054;сновная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

  • Появляется решение поставленной проблемы.
  • Короткий вывод (итог рассказа).

«Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также,данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ»и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).

Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий«ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ»,и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточекс картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

Если увеличить количествокубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А.К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  • Расширение запаса знаний об окружающем мире;
  • Развитие всех речевых компонентов;
  • Развитие высших психических функций;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

Результативность:

  • Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
  • Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
  • Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
  • Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.

Список используемой литературы:

#1056;усакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

#1057;иммонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

#1060;едорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...

Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовате...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

   Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, мног...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа. Термин пришел к нам из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке этому термин...

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....