ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Речевой ручеек» (детей 4-5лет)
проект по развитию речи (средняя группа)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoy_rucheek.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
«Речевой ручеек»
(детей 4-5лет)
1. ВВЕДЕНИЕ.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Актуальность проекта:
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.
Цель проекта:
- формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.
Задачи проекта:
- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения
- Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер
- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
- Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия
Гипотеза проекта:
- Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
2.Реферативная часть.
2.1. Теоретическое обоснование целесообразности проекта.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- проект реализуется сентябрь – май 2020 -2021 учебного года (в средней группе)
- предполагается интеграция речевых знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса;
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий;
- предполагается создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
2.2. Принципы работы по проекту
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования
- Принцип индивидуализации
- Принцип единства с семьей
2.3. Образовательная среда ДОУ
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе.
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- макеты, модели
- сборник экологических и театрализованных сказок;
- макеты в уголке экспериментирования;
- видеотека «Любимые питомцы»;
- уголок «Времена года»;
- составление картотеки дидактических игр;
-книжки – малышки:
-Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки;
-Пополнение уголков;
-Анкетирование родителей по выявлению речевого развития детей;
-Проведение консультаций;
3. Проектная часть.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр
- Практический:
- ведение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;
- консультация с родителями;
- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.
- Итоговый- сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,
- заполнение карт наблюдения.
Участники проекта:
- дети средней группы «Теремок»;
- педагог
- родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь – май 2020-2021 учебного года.
Предполагаемый результат:
Дети:
• У детей будут сформированы речевые знания;
• У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;
• Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
• Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой грамотности дошкольника, повышение профессионального мастерства;
• Повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в речевом развитии воспитанников;
• Пополнится развивающая среда в группе;
• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
Родители:
• Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;
• Повысится культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;
• Возможность участвовать в совместных праздниках.
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип единства с семьей.
Продукты проектной деятельности:
- Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»;
- Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием
- Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях);
Этапы реализации проекта «Речевой ручеек»
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2020 |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества. | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение центра речевого развития | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник сказок - макеты в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - подборка дидактических игр - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | В течении года | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течении года | ||
Пополнение уголка природы | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению развития речи детей дома | Сентябрь | |
Проведение консультаций | |||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома | В течение года | ||
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы «Теремок» | Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы «Теремок» | Сентябрь |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по речевому развитию воспитанников группы «Теремок» | Октябрь | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр | Октябрь | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение праздников «Праздник Осени», «День матери» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников», Открытые занятия и мероприятия | По плану | |
Выступление на педагогическом совете | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр | В течении Года | ||
Работа с родителями | сентябрь В течение года | ||
Проведение мастер-класса | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях) | |||
Посещение родителями открытых занятий | |||
ИТОГОВЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Теремок» | Диагностика и мониторинг качества речевого образования в группе | Апрель |
Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Теремок» по методике М.В. Емельяновой | Май | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Апрель | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Апрель | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель |
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.В.Коломина. 1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
3.Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,
Москва, 2001 г.
5.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».
В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...