ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Речевой ручеек» (детей 4-5лет)
проект по развитию речи (средняя группа)

Смирнова Александра Вячеславовна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoy_rucheek.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ

«Речевой ручеек»

(детей 4-5лет)

        

        

1. ВВЕДЕНИЕ.

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Актуальность проекта:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.

Цель проекта:

  • формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.

Задачи проекта:

  • Обеспечить количественное накопление слов,  необходимых для содержательного общения;
  • Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения
  • Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
  • Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
  • Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер
  • По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
  • Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  • Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия

Гипотеза проекта:

  • Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

2.Реферативная часть.

2.1. Теоретическое обоснование целесообразности проекта.

        

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  • проект реализуется   сентябрь – май 2020 -2021 учебного года   (в средней  группе)
  • предполагается интеграция речевых знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса;
  • предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий:  здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий,  информационно-коммуникационных технологий;
  • предполагается создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
  • при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

2.2. Принципы работы по проекту

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по проекту:

  • Принцип наглядности.
  • Принцип  энциклопедичности.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип развивающего характера образования
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип единства с семьей

2.3. Образовательная среда ДОУ

Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе.

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

        - макеты, модели

        - сборник экологических и театрализованных сказок;

        - макеты в уголке экспериментирования;

        - видеотека «Любимые питомцы»;

        - уголок «Времена года»;

        - составление картотеки дидактических игр;

        -книжки – малышки:

        -Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий        тематические наблюдения +         художественное слово и загадки;

        -Пополнение уголков;

        -Анкетирование  родителей по выявлению речевого развития детей;

        -Проведение консультаций;

3. Проектная часть.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный

– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр

  1. Практический:

- ведение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;

- консультация с родителями;

- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

  1. Итоговый- сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,

- заполнение карт наблюдения.

Участники проекта:

  • дети средней группы «Теремок»;
  • педагог
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  сентябрь – май 2020-2021 учебного года.

Предполагаемый результат:

Дети:

•        У детей будут сформированы речевые знания;

•        У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;

•        Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.

Педагоги:

•        Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой грамотности дошкольника, повышение профессионального мастерства;

•        Повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в речевом развитии воспитанников;

•        Пополнится развивающая среда в группе;

•        Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

Родители:

•        Обогащение уровня  знаний родителей по речевому развитию детей;

•        Повысится  культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии  детей;

•        Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;

•        Возможность участвовать в совместных праздниках.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по проекту:

  • Принцип наглядности.
  • Принцип  энциклопедичности.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип развивающего характера образования.
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип единства с семьей.

Продукты проектной деятельности:

  • Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»;
  •  Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием

  • Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях);

Этапы реализации проекта «Речевой ручеек»

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Сентябрь 2020

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества.  

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического  материала

Обогащение центра речевого развития

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник сказок

- макеты в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- подборка дидактических игр

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

В течении года

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течении года

Пополнение уголка природы

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению   развития речи детей дома

Сентябрь

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома

В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы «Теремок»

Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы «Теремок»

Сентябрь

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по речевому  развитию  воспитанников группы «Теремок»

Октябрь

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр

Октябрь

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки

В течение года

Проведение праздников  «Праздник Осени», «День матери»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр

В течении

Года

Работа с родителями

сентябрь

В течение года

Проведение мастер-класса

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях)

 Посещение родителями  открытых занятий

ИТОГОВЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Теремок»

Диагностика и мониторинг качества речевого образования  в группе

Апрель

Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Теремок» по методике М.В. Емельяновой

Май

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Апрель

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Апрель

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель

ЛИТЕРАТУРА

1.Н.В.Коломина. 1.Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду». / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

3.Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,

Москва, 2001 г.

5.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.

6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Консультация для воспитателей На тему: «Речевые физкультминутки, интеграция речевого и физкультурного развития».

В данной консультации представлен практический материал и методические рекомендации по проведению физкультминуток в непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития».

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые и...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...