Лексическая тема "Одежда"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Задания направлены на речевое и познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_teme_odezhda.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по теме «Одежда».
Лексико-грамматические игры и упражнения
1. «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: брю…, рубаш..., юб…, шап..., шуб..., колгот..., плать..., паль... и т.д.
2. «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть.
У детей — картинки. Педагог задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня — платье». И т. д.
3. «Какая одежда?» Подбор прилагательных к слову одежда:
верх.., детс.., взрос.., жен.., муж.., спортив.., сезон.., зим.., лет.., осен.., весен.., гряз.., чис.., наряд.., теп... и т.д.
4. «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать — снимать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять.
5. «Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.
6. « Чего не хватает?» Знакомство с деталями одежды. Усвоение категории родительного падежа.
Педагог показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У рубашки не хватает рукава».
Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик и т. п.
7. « Что с чем?» Закрепление знаний детей о деталях одежды. Усвоение конструкций с предлогом с.
Педагог предлагает детям назвать предметы одежды, а также перечислить детали названных вещей.
У меня рубашка с воротником.
У меня юбка с поясом.
У меня шарф с кисточками.
8. Назвать зимнюю одежду.
9. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду.
10. Дидактическая игра «Сначала — потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Сначала мы надеваем шубу, а потом — варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом — .... Сначала мы надеваем носки, а потом — ....
11. Подобрать как можно больше признаков к существительному:
шуба (какая?) — теплая, пушистая, мягкая ...;
12. Ответить на вопросы.
Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?
13. Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж).
Что вяжут? — Шапку, варежки, ...
Что шьют? — Пальто, платье, ...
Что надевают? — Пальто, свитер, ...
Что обувают? — Сапоги, валенки, ...
Что штопают? — Чулки, носки, ...
Что завязывают? — Шнурки, платок, ...
14. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
(Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)
15. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных):
из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)
16. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Покупатель. Что у вас есть из меха?
Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .
Покупатель. Что у вас есть из кожи?
Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...
Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?
17. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь».
(Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)
18. Что лишнее и почему?
Закройщица, заказчица, швея.
Шёлковый, ситцевый, стеклянный.
Рукав, воротник, карман, брюки.
19. Чем отличаются слова?
Составь с ними предложения.
Шить – вязать; шить – перешивать;
глядеть – гладить; собирать – убирать;
мылить – мелить; зашить – пришить;
шить – вышивать; мыть – стирать.
20. Какое слово не подходит?
Шить, швея, шило, вышивка.
Шерсть, шёрстка, шестёрка, шерстяной.
Пыль, пылинка, пуля, пылища.
Лён, ленок, Лёня, льняной.
21. Послушай текст и ответь на вопросы.
Одежду шьют из ткани. Ткани бывают разные: шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Сначала выкраивают детали, затем их сшивают и получают готовую вещь. Все вещи шьют разных размеров, так как все люди разные. Шьют на швейной фабрике портнихи или швеи. Готовую одежду продают в магазине.
Вопросы: Из чего шьют одежду? Где шьют одежду? Где мы покупаем одежду? Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины и дети? Как называется одежда, которую носят мужчины (женщины, дети)?
22. «Наведи порядок»
- разложи картинки с предметами одежды в соответствии со временем года (картинки с временами года). Одежду, которую мы носим зимой, как назовём? (зимней) Если носим летом? (летней) Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной (осень – между зимой и летом)
23. «Назови ласково»
Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.
24. «Чей? Чья? Чьё?»
Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п
25. «Какой? Какое? Какая?»
Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной Платье из шёлка- шёлковое Шуба из меха- меховая Куртка из кожи – кожаная
26. «Наведи порядок»
- разложи картинки с предметами одежды по родовым признакам (мужская, женская, детская).
27. Прослушать стихотворение.
Рукавички новые, теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».
28. Упражнение для пальчиков.
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь? | Сжать пальцы в кулачок. Все пальцы разжать, кроме одного. Разогнуть оставшийся согнутым палец. Сжать пальцы в кулачок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...