Лексическая тема "Одежда"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания направлены на речевое и познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_teme_odezhda.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Одежда».

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: брю…, рубаш..., юб…, шап..., шуб..., колгот..., плать..., паль... и т.д.

2. «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть.

У детей — картинки. Педагог задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня — платье». И т. д.

3.  «Какая одежда?» Подбор прилагательных к слову одежда: 

верх.., детс.., взрос.., жен.., муж.., спортив.., сезон.., зим.., лет.., осен.., весен.., гряз.., чис.., наряд.., теп... и т.д.

4. «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать — снимать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять.

5. «Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.

6. « Чего не хватает?» Знакомство с деталями одежды. Усвоение категории родительного падежа.

Педагог показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У рубашки не хватает рукава».

Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик и т. п.

7. « Что с чем?» Закрепление знаний детей о деталях одежды. Усвоение конструкций с предлогом с.

Педагог предлагает детям назвать предметы одежды, а также перечислить детали названных вещей.

У меня рубашка с воротником.

У меня юбка с поясом.

У меня шарф с кисточками.

8. Назвать зимнюю одежду.

9. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду.

10. Дидактическая игра «Сначала — потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Сначала мы надеваем шубу, а потом — варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом — .... Сначала мы надеваем носки, а потом — ....

11. Подобрать как можно больше признаков к существительному: 

шуба (какая?) — теплая, пушистая, мягкая ...;

12. Ответить на вопросы.

Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?

13. Дидактическая игра «Подбери слова» (винительный падеж).

Что вяжут? — Шапку, варежки, ...

Что шьют? — Пальто, платье, ...

Что надевают? — Пальто, свитер, ...

Что обувают? — Сапоги, валенки, ...

Что штопают? — Чулки, носки, ...

Что завязывают? — Шнурки, платок, ...

14. Дидактическая игра «Узнай по описанию» 

(Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

15. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных): 

из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)

16. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Покупатель. Что у вас есть из меха?

Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .

Покупатель. Что у вас есть из кожи?

Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...

Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?

17. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». 

(Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

18. Что  лишнее  и  почему?

Закройщица,  заказчица,  швея.

Шёлковый,  ситцевый,  стеклянный.

Рукав,  воротник,  карман,  брюки.

19. Чем  отличаются  слова?

Составь  с  ними  предложения.

Шить – вязать;                 шить – перешивать;

глядеть – гладить;           собирать – убирать;

мылить – мелить;            зашить – пришить;

шить – вышивать;           мыть – стирать.

20. Какое  слово  не  подходит?

Шить,  швея,  шило,  вышивка.

Шерсть,  шёрстка,  шестёрка,  шерстяной.

Пыль,  пылинка,  пуля,  пылища.

Лён,  ленок,  Лёня,  льняной.

21. Послушай текст и ответь на вопросы.

Одежду шьют из ткани. Ткани бывают разные: шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Сначала выкраивают детали, затем их сшивают и получают готовую вещь. Все вещи шьют разных размеров, так как все люди разные. Шьют на швейной фабрике портнихи или швеи. Готовую одежду продают в магазине.                                                                                                        

Вопросы: Из чего шьют одежду? Где шьют одежду? Где мы покупаем одежду? Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины и дети? Как называется одежда, которую носят мужчины (женщины, дети)?                                                                        

22. «Наведи порядок» 

- разложи картинки с предметами одежды в соответствии со временем года (картинки с временами года). Одежду, которую мы носим зимой, как назовём? (зимней) Если носим летом? (летней) Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной (осень – между зимой и летом)                                                                                    

23. «Назови ласково» 

Куртка- курточка, кофта- кофточка, брюки- брючки, рубашка- рубашечка, юбка- юбочка, платье- платьице, футболка- футболочка, шорты- шортики, шуба- шубка, брюки- брючки и.т.п.                                                                                                                                                                                  

24. «Чей? Чья? Чьё?»

Рубашка (чья?)- она моя, платье (чьё?) – оно моё, плащ (чей?) – он мой и.т.п                                                                                                                                                            

25.  «Какой? Какое? Какая?» 

Свитер из шерсти (какой?)- шерстяной Платье из шёлка- шёлковое Шуба из меха- меховая Куртка из кожи – кожаная

26. «Наведи порядок» 

- разложи картинки с предметами одежды по родовым признакам (мужская, женская, детская).

27. Прослушать стихотворение. 

Рукавички новые, теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала, подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».

28. Упражнение для пальчиков.

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,

как живешь?

Сжать пальцы в кулачок.

Все пальцы разжать, кроме одного.

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Сжать пальцы в кулачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...