НОД "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Завьялова Наталья Сергеевна

Воспитатель Завьялова Наталья

Сергеевна МКДОУ дет/сад №29

Еманжелинского муниципального района

 

НОД по развитию речи

«У страха глаза велики»

 

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»;
  • Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения;
  • Продолжать учить понимать пословицы;
  •  учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний;
  • Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление (умение рассуждать);
  • развивать умение свободного общения, компонентов устной речи: как грамматического строя, так и диалогической и монологической форм;
  • любознательность, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание к слушанию произведения;
  • отрицательное отношение к трусости;
  • воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать героям сказки.

Материалы: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, магнитофон.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов с объяснением образных слов. Рассматривание иллюстраций и их обсуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_u_straha_glaza_veliki_star._gr.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Завьялова Наталья

Сергеевна МКДОУ дет/сад №29

Еманжелинского муниципального района

НОД по развитию речи

«У страха глаза велики»

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»;
  • Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения;
  • Продолжать учить понимать пословицы;
  •  учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний;
  • Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.

Развивающие: 

  • развивать внимание, мышление (умение рассуждать);
  • развивать умение свободного общения, компонентов устной речи: как грамматического строя, так и диалогической и монологической форм;
  • любознательность, интонационную выразительность, умение соотносить речь с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание к слушанию произведения;
  • отрицательное отношение к трусости;
  • воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать героям сказки.

Материалы: иллюстрации, шкатулка, текст сказки, магнитофон.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов с объяснением образных слов. Рассматривание иллюстраций и их обсуждение.

Ход занятия:

        

Входит Маша:

- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я Маша из сказки «Маша и Медведь», люблю приходить в гости и рассказывать сказки.  Вы любите слушать сказки?  Сегодня я к вам в гости пришла да не одна, а со своим волшебным сундучком, из которого я достаю интересные сказки. Но сегодня с утра еще там не было ни одной сказки.  Давайте заглянем, может быть сейчас появилась новая сказка?

 Играет музыка и Маша достает из него текст.

Посмотрите-ка оказывается для нас есть новая сказка. Садитесь поудобнее, я вам ее прочитаю, а вы запоминайте, о чем она. Называется русская народная сказка - «У страха глаза велики»

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка воду себе за печку таскала, и мышка водицу себе добывала. У бабушки ведра были большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колодца, курочка - из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнет - домой понесет. А ведра-то у нее трех- тре-ех! Вода из ведер плех-пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки-то у нее трех-трех! Да на землю струйками, струйками...

Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка- то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой...

Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой...

Так-то вот они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит...

А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

- Эх, - думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть.

А тут и налетел ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку качнул, а спелое яблочко с веточки - бу-ух! - да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает...

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!

Да бежать...

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой...

Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги!..

Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал... Да и был таков!

А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому!.. Со страху-то они никак не опомнятся! Насилу поднялись - да домой бежать!..

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху у нее в головушке помутилось, никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

- Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась?

Внучка у нее за спиной в голос плачет.

- Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест!

Курочка за печкой затаилась, голову под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела.

- Ну и лисица! - думает. -Как это она меня упустила?! Ведь второй такой лисы не найдешь!

А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится.

- Ну и котище был! Откуда такой взялся? Глазищи-то, усищи-то какие! Лапищей-то как он меня притянул! Думала я: смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!

А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит вздохнуть боится, а сам думает:

- Охотники-то как подстерегли меня! И сколько их было?.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?!

Так-то вот, мои детушки, с той поры, с того времечка и говорят люди добрые:

- У страха глаза велики: чего нет - и то видят!

Маша:

  1. Вам понравилась сказка?
  2. Ребята, вспомните и назовите героев сказки? (из предложенных персонажей выбирают героев, ставят на доску и называют)
  3. Кого испугались водоносы? (зайца)
  4. Что показалось бабушке, внучке, курочке, мышке?

(бабушке показалось, что ее чуть медведище не задавил, внучке показалось, что на нее наскочил страшный волк, курочке показалось, что лисица чуть ее не сцапала, а мышке показался котище усатый)

  1. Что же показалось зайке? (зайке показалось, что за ним гнались четыре охотника да все с ружьями).
  2.  Скажите, это на самом деле с ними случилось? (нет).

- Подскажите, что случилось на самом деле? Значит герои все придумали?  И герои-водоносы, и заяц с перепугу побежали и даже не поняли, что случилось.

- Чему учит эта сказка? (что не надо бояться, высмеивает трусость.) 

- Молодцы! Вы знаете, ребята в этой сказке есть секрет. Он заключается в народной поговорке: «У страха глаза велики». Поэтому, когда говорят: «У страха глаза велики», то это значит - не стоит бояться того, чего нет на самом деле.  Давайте повторим поговорку «У страха глаза велики» (повторяют). Как вы ее поняли? Если тебе страшно, то все кажется по-другому (больше, ужаснее). Не стоит бояться пустяков.

- Я знаю еще одну поговорку о трусости «Трусливому зайке и пенек –волк»

- Как вы думаете, друзья, почему в народе так говорят? «Трусливому зайке и пенек – волк»? (потому что он трусливый всех боится, бегает от всех и ему кажется, что везде волк, даже если увидит пень в лесу).

 Что-то мы с вами засиделись, пора размяться. Начнем друг другу улыбаться!

Физминутка"Улыбнитесь"

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

 А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить и пересказать ее.

Заслушиваются индивидуальные, а затем коллективные рассказы детей по частям.

 Маша: Вот и подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча?  Какую сказку вы узнали? С какими поговорками Вы познакомились?  Волшебный сундучок, дарит вам волшебную книгу поговорок и пословиц, вы потом с ней познакомитесь. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Тема:        Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».Самомассаж лица p1330260.jpg Большие ноги шли по дороге     (идут по д...

У страха глаза велики. Формирование у детей навыков снятия тревожности, страхов, преодоления замкнутости.

Знакомство с понятием «чувство страха»,  развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; снятие физического и психического напряжения; развитие уверенности в себе....

Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Конспекты к программе на коррекцию страхов и тревожности "У страха глаза велики"

Представлены конспекты занятий к программе "У страха глаза велики" с подробным описанием игр и упражнений....

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....

У страха глаза велики... или как помочь ребенку справиться со страхами

Что такое страх, знает каждый человек, более того, с ним мы давние знакомые с самого раннего детства. Многие из нас с легкостью вспомнят, как с замиранием сердца, робко делали первый шаг в темноту или...

Конспект занятия по коррекции страхов и тревожности у детей 5-7 лет "У страха глаза велики"

Актуальность: Сказкотерапия, игровая терапия, куклотерапия, арт-терапия – одини из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии. Эти методы имеют многовековую историю.Цель &ndash...