Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия.
Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_kor_strahov.docx | 85.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 3
Направленных на коррекцию страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
«У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»
Педагог-психолог Носкова Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и какими знаниями должен обладать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
• наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
•владение рефлексией , как средством познания себя;
• наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит
повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, в общении. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить занятия.
Каждый, родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.
Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем чтобы не нарушить развития ребенка.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детских садов города имеются нарушения психологического
здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия.
Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
Содействовать развитию творческих задатков.
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
Тест "Страхи в домиках"
Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
2 этап - информационный.
Цель : информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап - практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Методы и техники, используемые в программе
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного
напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,
переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения
страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие
мелкой моторики снижение тревожности.
Актуальность проблемы. Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации
здравоохранения число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности.
В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы.
Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раз в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7 лет).
В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей, и у детей постарше.
Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут быть
разновозрастные.
Условия проведения занятий:
- принятие ребёнка таким какой он есть;
- нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
- учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей
ситуации; - начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка
ощущение целостности и завершённости занятия; - игра не комментируется взрослым;
- в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок - развлекательные (контактные) - 1 занятие - включает объединение детей, задания, направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
2 блок - коррекционно - направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция
эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее
использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.) Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях .Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.
Тематический план занятий
На коррекцию страхов и тревожности
«У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»
Дата | Работа с | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Октябрь | Диагностика: Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка" Методика диагностики детских страхов (Захаров)
Занятие №1
Занятие №2 |
Просвещение: |
Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми. |
Ноябрь.
|
Занятие №3
Занятие №4 Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 |
Консультация:
Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста. |
Консультация: |
Декабрь
| Занятие №8 Занятие №9 Занятие №10
Занятие №11 Занятие №12 Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.
|
Консультация – практикум:
Памятка для родителей: |
Консультация – практикум:
Индивидуальное консультирование: |
Литература
Арюкова С, Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19
Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.-432 с
Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ,
1976.-68 с
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика,
1984. - 400 с
Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
Ю.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с
П.Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. - 192 с
Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с
Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. 1988. - № 9.-С. 28
Кочубей Б., Новикова Е.. Снимем маску с тревоги //Семья и школа. 1988. - № 11. - С. 34-35
Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 320 с
Макаренко А.С. О воспитании. -М.: Просвещение, 1980. - 196 с
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр
"Академия", 2002. - 480 с
Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:ВЛАДОС, 1995.-529 с
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с
Украинец О.В. Экспериментальное обследование эмоциональных характеристик детей с логопедическими расстройствами // Материалы Межвузовской научно-практической конференции "Современные технологии практической психологии в системе образования" 28 - 29 ноября 2001. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 140-144
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности .
Профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка....
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста"
Данная программа поможет педагогам-психологам детских садов организовать работу по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста не только с с детьми, но и с родителями и педагогами. в ...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...
Пример программы по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Материал содержит в себе пример программы по коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста....
программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста...
Программа коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
Программа по коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.Задачи программы:Снизить тревожность.Усилить “ Я” ребёнка.Актуализировать чувство страха.Повысить псих...