Буклет. Упражнения для развития фонематического слуха и формирования грамматического строя речи.
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Рослова Наталья Сергеевна

В буклете представлены варианты упражнений, которые можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе, а так же родителям для развития речи детей дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Развитие фонематического слуха.

- Опознание звука в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам

- работа над воспроизведением слоговых рядов с оппозиционными звуками

- Дифференциация слов, близких по звуковому составу

- Выделение первого, последнего звука в слове

- Подбор слов на заданный звук

- Определение позиции звука в слове

- Проведение звукового анализа

- Работа над фонематическим синтезом слов

- Работа над определением количества, последовательности и места слов в предложении

Подбор слов, картинок с заданным звуком. 

– Подбери слово со звуком [л].

– Назови одежду, в названии которой есть этот звук.

– Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце).

– Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р].

– Какие подарки ты можешь подарить со звуком [с]?

–  Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка). 

– Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.

Игра «Поймай звук», «Хлопни в ладошки». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]): а, и, а, о, и, у.

«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?

Сколько звуков в слоге ? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога. Какие звуки есть в слоге ? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]?

Дополни слово.

Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).

Дед Звукоед похитил звуки в словах. (До...ожка, ка...тошка.)

Найди потерявшийся звук. (Ка...а, ко...ка.)

Какого звука не хватает в слове? Произносится слово ...адуга. Назови все слово.

Назови пропущенный звук. Произносится: ли...а. Скажи слово полностью.

Назови пропущенный слог. Произносится слово ма...на. Задания выполняются с опорой на картинку.

Расставь картинки на рейки. На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.

Назови гласные звуки слова лужа.

 Назови согласные твердые звуки, которые есть в этом слове.

 Узнавание слова по наличию согласных или гласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [р], [м], [ш]? (Ромашка)

 Преобразование слов путем изменения или добавления звуков (букв). Например:

Звук и буква с. Воз - нос; сок - сор - сом; сто - стон - стог - сток - стол – стук - стул; оса - роса - коса - косы -росы.

Звук и буква з. Зуб - зубр; коза - лоза - ваза; вагон - вазон; зонт - зонтик; бизон - бидон - батон - бутон.

Звук и буква л. Кол - гол; вал - зал; булка - белка; холод - голод; лодка - ложка.

 Звук и буква ш. Мышь - мышка - мишка; Маша - Даша; кошка - мошка - мушка - Звук и буква ч. Бычок - бачок - сачок; дочка - ночка - кочка - мочка - точка.

 Звук и буква р. Рот - ров; трап - трал; грот - гром; гром - грот; боб - бобр; кот - крот; рот - грот; тропа - тропка; ворота - ворона - корона - корова; рыба - рыбак - рыбка – рыбаки - рыбешка.

• Составление слова из «рассыпанных» звуков. 

Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.

Упражнения для формирования грамматического строя речи.

Понимание этимологии слов, т. е. их происхождения. Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?

• «Угадай, кто это?» Я буду говорить о каком-либо животном, а ты скажешь, как оно называется.

Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

• «Один — много». «Много — мало».

• У кого один ... ? У кого много ... ? У кого мало ... ?

• Без чего не бывает?»

Зебра не бывает без (полосок)

верблюд - без-  (горба),

лошадь - без (гривы),                 

корова - без рогов),

кошка – без (усов).\

Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?

Дети должны дать полный ответ, используя картинки.  

• «Чего не бывает без ... ?» 

Дождя не бывает без ... (тучи),

радуги - без ... (дождя),

дерева - без ... (ствола),         

стульев без - ... ножек),

дом - без ... (стен),                 

домов - без ... (дверей) и т. д.

 «Подбери слову пару (часть тела)».

(Кошке усы, тюленю ласты, хобот слону.)

• «Парные предметы». 

Что кому? Фотографу — ... (фотоаппарат), ученику — ... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —... иголку) и т. д.

• «Подбери нужное слово».

У коровы на голове есть ... (рога). У лошади нет ... (рогов).

• «Слова-рифмы». 

Кармашки ромашки,         

врачи грачи,

лягушка кадушка,                 

мышка пышка

Мишка шишка.

• «Один начинает — другой продолжает» (однородные члены).

Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы, ... (пиджак, пижама, жакет, жилет).

Согласование существительных с прилагательными, с числительными.

• Сосчитай предметы. Сколько их?

 Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?

Для составления словосочетаний используются следующие задания:

 «Найди слову пару»

 «Исключи лишнее слово»

 «Повтори слова и добавь свое»

 «Дополни слово»

 «Исправь мою ошибку»

Образование существительных и прилагательных

с помощью суффиксов.

•  «Скажи ласково».

• «Большой-маленький»

• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)

Снег падает — снегопад,                                по снегу ходит — снегоход,

снег убирает — снегоуборочная (машина),     сам летает — самолет.

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Игра «Мой, моя, мое, мои» 

Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников

Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников

Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...

Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...