Буклет. Упражнения для развития фонематического слуха и формирования грамматического строя речи.
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)
В буклете представлены варианты упражнений, которые можно использовать в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе, а так же родителям для развития речи детей дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvitie_fonematicheskogo_sluha_i_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Развитие фонематического слуха.
- Опознание звука в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно
- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам
- работа над воспроизведением слоговых рядов с оппозиционными звуками
- Дифференциация слов, близких по звуковому составу
- Выделение первого, последнего звука в слове
- Подбор слов на заданный звук
- Определение позиции звука в слове
- Проведение звукового анализа
- Работа над фонематическим синтезом слов
- Работа над определением количества, последовательности и места слов в предложении
Подбор слов, картинок с заданным звуком.
– Подбери слово со звуком [л].
– Назови одежду, в названии которой есть этот звук.
– Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце).
– Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р].
– Какие подарки ты можешь подарить со звуком [с]?
– Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
– Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.
Игра «Поймай звук», «Хлопни в ладошки». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]): а, и, а, о, и, у.
«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.
Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?
Сколько звуков в слоге ? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога. Какие звуки есть в слоге ? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]?
Дополни слово.
Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).
Дед Звукоед похитил звуки в словах. (До...ожка, ка...тошка.)
Найди потерявшийся звук. (Ка...а, ко...ка.)
Какого звука не хватает в слове? Произносится слово ...адуга. Назови все слово.
Назови пропущенный звук. Произносится: ли...а. Скажи слово полностью.
Назови пропущенный слог. Произносится слово ма...на. Задания выполняются с опорой на картинку.
Расставь картинки на рейки. На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.
Назови гласные звуки слова лужа.
Назови согласные твердые звуки, которые есть в этом слове.
Узнавание слова по наличию согласных или гласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [р], [м], [ш]? (Ромашка)
Преобразование слов путем изменения или добавления звуков (букв). Например:
• Звук и буква с. Воз - нос; сок - сор - сом; сто - стон - стог - сток - стол – стук - стул; оса - роса - коса - косы -росы.
• Звук и буква з. Зуб - зубр; коза - лоза - ваза; вагон - вазон; зонт - зонтик; бизон - бидон - батон - бутон.
• Звук и буква л. Кол - гол; вал - зал; булка - белка; холод - голод; лодка - ложка.
• Звук и буква ш. Мышь - мышка - мишка; Маша - Даша; кошка - мошка - мушка - • Звук и буква ч. Бычок - бачок - сачок; дочка - ночка - кочка - мочка - точка.
• Звук и буква р. Рот - ров; трап - трал; грот - гром; гром - грот; боб - бобр; кот - крот; рот - грот; тропа - тропка; ворота - ворона - корона - корова; рыба - рыбак - рыбка – рыбаки - рыбешка.
• Составление слова из «рассыпанных» звуков.
Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.
Упражнения для формирования грамматического строя речи.
Понимание этимологии слов, т. е. их происхождения. Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?
• «Угадай, кто это?» Я буду говорить о каком-либо животном, а ты скажешь, как оно называется.
Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах
• «Один — много». «Много — мало».
• У кого один ... ? У кого много ... ? У кого мало ... ?
• Без чего не бывает?»
Зебра не бывает без (полосок)
верблюд - без- (горба),
лошадь - без (гривы),
корова - без рогов),
кошка – без (усов).\
• Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?
Дети должны дать полный ответ, используя картинки.
• «Чего не бывает без ... ?»
Дождя не бывает без ... (тучи),
радуги - без ... (дождя),
дерева - без ... (ствола),
стульев без - ... ножек),
дом - без ... (стен),
домов - без ... (дверей) и т. д.
• «Подбери слову пару (часть тела)».
(Кошке — усы, тюленю — ласты, хобот — слону.)
• «Парные предметы».
Что кому? Фотографу — ... (фотоаппарат), ученику — ... (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —... иголку) и т. д.
• «Подбери нужное слово».
У коровы на голове есть ... (рога). У лошади нет ... (рогов).
• «Слова-рифмы».
Кармашки — ромашки,
врачи — грачи,
лягушка — кадушка,
мышка — пышка —
Мишка — шишка.
• «Один начинает — другой продолжает» (однородные члены).
Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы, ... (пиджак, пижама, жакет, жилет).
Согласование существительных с прилагательными, с числительными.
• Сосчитай предметы. Сколько их?
• Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?
Для составления словосочетаний используются следующие задания:
• «Найди слову пару»
• «Исключи лишнее слово»
• «Повтори слова и добавь свое»
• «Дополни слово»
• «Исправь мою ошибку»
Образование существительных и прилагательных
с помощью суффиксов.
• «Скажи ласково».
• «Большой-маленький»
• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)
Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход,
снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.
Местоимение
Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
"Сборник развивающих упражнений по формированию правильного произношения, фонематических процессов и грамматического строя речи".
Аннотация к сборнику....
Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников
Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...
Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...