Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
статья (старшая группа) по теме
Статья о развитии словаря и формировании грамматического строя речи у старших дошкольников для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_6.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словаря и формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – сензитивный период развития речи. Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.
В старшей группе нужно сделать особенный акцент на развитие словаря, на усвоение понятий.
Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слов, словообразованием и синтаксисом. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы.
Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растёт употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных. Самой трудной падежной формой является родительный падеж множественного числа ( сливы-слив, апельсины-апельсинов, карандаши-карандашей).
В предложении существительное – один из важных компонентов. Детям нужно показывать различные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Словообразование – создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детёнышей животных, предметов посуды, исправление действий.
Синтаксис – это соединение слов в словосочетания и предложения. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложение. Особое внимание следует уделять правильному построению предложений, устранению повторения однотипных конструкций, правильному согласованию слов в предложении.
Предлагаю упражнения и игры, которые могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться от этапа работы и задач.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Игра «Как сказать по-другому»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Часы идут (ходят)
Мальчик идёт (шагает)
Снег идёт (падает)
Поезд идёт (едет, мчится)
Зима идёт (наступает)
Пароход идёт (плывёт)
Игра «Кто заблудился»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
-Кто скачет по лесной тропинке? (заяц)
-как его назвать ласково? (зайчонок, зайчик, заинька)
-Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (потерялся, заблудился, лапку уколол).
-Скажите, какой теперь зайчик? (грустный, печальный, огорчённый)
-Закончите предложение:
Если зайчик потерялся, (мы поможем найти ему свой дом).
Если зайчик потерялся, (мы перевяжем её, полечим, успокоим, утешим)
Игра «Кто как кричит?
Цель: поиск соответствующего понятия.
Гусь - гогочет
Утка – крякает
Цыплёнок – пищит
Индюк – балаболит
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.
Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево.
Кабина, мотор, крылья, хвост – самолёт.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие признаков знакомых объектов и называть их.
Цыплёнок красного цвета клюёт морковку (жёлтый цыплёнок клюёт зёрнышки).
Синяя лиса без хвоста (у лисы длинный хвост и рыжая шуба).
Игра «Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Белочка – рыжая, пушистая, шустрая, смелая, сообразительная.
- карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки.
Игра «Цепочка слов»
Исходное слово – кошка.
- Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
Что ещё бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…
- Каким может быть платье?
Шёлковым, новым, прямым…
Что ещё может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд…
Игра «Дополни предложение»
Цель: учить детей использовать в речи распространённые предложения.
Светило солнце.
Ярко светило солнце.
На небе ярко светило солнце.
На небе ярко светило весеннее солнце.
На небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце.
На небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце.
На голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце.
На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование грамматического строя речи у старших дошкольников
консультация...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...
Описание конкурсной инициативы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Городской конкурс педагогических достижений «Педагог новой школы»)
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повыс...
Практико-значимый проект "Педагогическое сопровождение процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР"
Практико-значимый проект...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложении, согласование в роде, числе и пад...