Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи

" Дифференциация звуков Ч-Щ "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ч — Щ.

Программное содержание:

Цель: Умение детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки

Задачи:

- развивать умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками Ч-Щ.

 - закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.

- воспитывать внимание, активность.

- развивать слуховое внимание и память

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я Вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Раньше был он — безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это — друг Гены. (Чебурашка)
Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный. Он очень сильно устал и замерз с дороги. Давайте напоим нашего гостя горячим чаем.

(Дети накрывают на стол и усаживают гостя).

Чебурашка, не скучай,

Пей из чашки вкусный чай.

Пока наш гость отдыхает, послушайте стихотворение

У бычка два бочка                        

И у овечки два бочка —               

У овечки и бычка                          

Четыре чёрненьких бочка.

Ребята, какой одинаковый звук слышится в этом стихотворение. (ч)

Скажу вам по секрету, это один из самых любимых звуков Чебурашки.

А теперь давайте все вместе подумает и назовем слова, начинающиеся на (ч).

Измените слово так, чтобы в нем появился звук Ч.

Роза-розочка, коза-, василек, забор, жук, птица, кофта, палец, рука…
Догадайтесь, с каким звуком мы будем еще знакомиться?.

Два щенка щека к щеке

щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

С. Михалков.

Какой одинаковый звук слышится в этом стихотворение. (щ)

Физминутка

-Ребята, давай те с вами поиграют в игру и немножко отдохнем. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка).

 Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, ложка, чайник, книга, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок, чек, щека, часы, молоток, человек.

Молодцы! Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

Чистоговорки.

- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками ч и щ.

Чи-чи-чи - печет печка калачи.
Ча-ча-ча - как хочу я калача.
Чо-чо-чо - ах, как пальцам горячо.
Чу-чу-чу - жую я и молчу.

- С каким звуком чистоговорка? (ч)

Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

- С каким звуком чистоговорка? (щ)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

Игра "Четвертый лишний!

Воспитатель предлагает игру «Четвертый лишний».

На доске выставляет картинки со звуками ч или щ, где в названии одной картинки нет этих звуков. Дети проговаривают слова, находят лишнюю картинку и объясняют свой выбор.

Отгадывание загадок.

1.В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок.

Всего одна рука и та на спине.(чайник)

2.Носит воду хозяину в угоду!

При нем живет ,пока не упадет. (чашка)

3.Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна.

При том такая злюка!

Конечно, это…..(щука)

4.У меня пропал носок,

Утащил его ….(щенок)

5. Она чистит зубы четко,

У меня зубная…..(щетка)

6. Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас.(часы)

7. Вот идёт на ножках дом,

Кто живёт  - не знаю - в нём!

Что за зверь?  - я видел лапу!!!

Успокоил меня папа-

Места нет для страха!

Это - ..!(черепаха)

Итог занятия.

Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки Ч и Щ!

- Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...