Технологическая карта по речевому развитию по теме Путешествие по острову вежливости.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грачёва Анастасия Андреевна

Цель: Закрепление знаний и умений детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения посредством дидактических упражнений и игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия  по речевому развитию в старшей группе

Тема занятия: «Путешествие по острову Вежливости».

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: старшая.

Цель: закрепление знаний и умений детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения посредством дидактических упражнений и игр.

Задачи: 

Образовательные: упражнять в использовании вежливых слов;

Развивающие: развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

Воспитательная: воспитывать культуру общения.

Словарная работа: обогащение словаря – этикет, комплимент,  грубость, взаимовыручка, трусость,  невоспитанность; активизация словаря -  спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба,  вежливость, доброта.

Планируемый результат:

Подготовительная работа: подобрать физминутку; аудиозапись, чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо»; чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях»; чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей».

Материалы и оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков,  красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета), аудиозапись, телевизор.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы, приёмы

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Организационно – мотивационный этап (вводная часть) 3 мин.

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-вызвать положительные эмоции.

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?

- Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся.

- Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту.

- Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле. (Аудиозапись волн).

- да

Ответы детей

Дети повторяют.

Основной этап

  1. Постановка проблемы

-настроить детей на предстоящую деятельность;

-активизировать мыслительную деятельность

- А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

  1. Основной этап

-упражнять в использовании вежливых слов;

-развивать у детей навыки невербального общения

-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

учить подбирать противоположные слова (антонимы)

-воспитывать культуру общения.

-закрепить знания  детей  в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков.

-  Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

 - Молодцы!

-Что вы говорите, когда уходите из детского сада?

-Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете?

 

-В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

-Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?

- Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? 

-Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

 

Задание 2: игра «Вежливая просьба».

-Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»:

-Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему…

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, … »

К осьминожке камбала в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала…

Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он…

Трясогузка с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыба ей пробулькала…

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «… »

Бык ромашек накосил и барана пригласил.

Тот один съел угощенье, но сказал: «… »

Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … »

 

Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово и икдать вам мяч, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну, что попробуем?
-Злой…,  

-Слабый…,

-Грубый …,

-Глупый…,

-Плохой…,

-Грустный…

-Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились! Отправляемся на вторую остановку!

Итак 2 остановка называется «Верные друзья».
 

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! »

Задание 1: игра-упражнение «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

Воспитатель предлагает  распределить роли. Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.  

 Задание 2: игра: «Веселые детки».

-Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

-А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети выполняют движения за воспитателем.

Дети досказывают слова

Дети подбирают антонимы к словам

Дети садятся и плывут на другую остановку.

Дети отгадывают героя мультфильма

Дети обыгрывают общественные ситуации.

Дети показывают кружки.

  1. Практический

-обеспечить детей двигательной активностью.

 Музыкальная физкультминутка «Кораблик».

-А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки».

Задание 1. «Оцени поступок».

 Дети должны определить, какой поступок изображен на картинке хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком в белую корзинку, с хорошим -  в красную.

Задание 2: игра «Угадай по голосу».

Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. Все остальные по очереди  будут называть вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Затем ведущий меняется.

Дети выполняют движения под музыку

Дети выполняют задание

Дети играют в игру

Заключительный этап 4 мин.

-формировать умения анализировать свою деятельность.

- Ребята, Вы выполнили все задания. А теперь  нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

 Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову.

Ответы детей.

Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Речевое развитие" по теме "Догадливая лягушка"

Цель занятия-развитие умений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок "Догадливая лягушка"  используя технологию ОТСМ-ТРИЗ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости».

- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. -Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Технологическая карта по речевому развитию по теме"Путешествие по острову вежливости".

Технологическая карта   по речевому развитию по теме "Путешествие по острову вежливости".Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по острову "Вежливости". Впере...

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...

Технологическая карта по речевому развитию на тему ходилка

Технологическая карта интегрированного занятияОбразовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическоеТема занятия: знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик»...