Развитие речи
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. Сухомлинский Цель : познакомить педагогов с пальчиковыми играми, и их влиянием на развитие речи детей раннего возраста. Задачи : 1 . Повысить компетентность педагогов ДОУ в использовании пальчиковых игр в работе с детьми. 2 . Апробировать с педагогами несколько пальчиковых игр по развитию мелкой моторики . В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять . Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Существует много различных способов развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников.
На мой взгляд, один из самых доступных и интересных способов развития мелкой моторики пальцев рук, это – пальчиковые игры. Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции эмоциональную выразительность? Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Известный педагог В . А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек , во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки , а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики. • Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. • Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движения своими руками. • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
Пальчиковые игры, которые я использую в своей работе с детьми: «Пальчик-зайчик» Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик. (пальцы одной ладони широко расставлены; указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца; поменять ладони) «Ладушки – ладушки» (хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом) Ладушки – ладушки! П екла бабка оладушки. Маслом поливала, Д етушкам давала. Хороши оладушки у нашей милой бабушки! «Сорока – сорока» (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой). Сорока – сорока кашу варила, д еток кормила Этому дала, э тому дала, этому дала, этому дала, этому дала.
Мишка- косолапый по лесу гулял Мишка- косолапый по лесу гулял(пальцами изображается походка вразвалочку) Для своей берлоги место выбирал Под сосной высокой землю стал копать, (левой рукой изобразить сосну – поставить её на локоток и растопырить пальцы, «лапками» поскрести у локтя) Выкопал берлогу и улегся спать (левой ладошкой накрыть правую – медведя ) «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу) Мы капусту режем, режем! (2 раза ) ( водим ребром ладошки по столу вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза ) ( пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза ) ( кулачки энергично сжимаются и разжимаются) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
Заключение Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка раннего возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То , что для нас, взрослых, кажется таким простым, увлекает ребенка и развивает его! Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...