Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Куянова

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx98.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная группа)                                    

                                                                                      Составила Куянова Л.А.
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
- Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
- Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
- Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в подборе прилагательных.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

-Развивать память, внимание, логическое мышление;

-Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.


Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадывание загадок; создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание картины
Материалы : картина «Зимние забавы», снежки из ваты, Вещи (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи), доска, магниты, Холст, белые салфетки, снежинки из бумаги, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход занятия: приветствие разминка перед занятием.

- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, что мы сделаем? (Дети здороваются) . А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

-Присаживайтесь на стульчики. Ребята, я  приготовила для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку.  Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
. (Зима).

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная ...(снежинка)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька)

Шерстяные …. (рукавички)

Мы его слепили ловко

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик)


Воспитатель:  Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?

Дети: (о зиме).

Воспитатель:  Какое у нас сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы?

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

(На доске висят опорные картинки)

-Чем покрыта земля зимой?

-Какие бывают ветра?

-Какое солнце зимой?

-Что происходит зимой на реке?

-Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Воспитатель прикрепляет снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Хрустящий
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Грустное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель показывает вещи (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, купальник и т. д.).
Посмотрите на вещи и скажите, что нам необходимо для прогулки зимой. (дети перечисляют).
Воспитатель: Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.
Шапка – это головной убор.
- Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?
Шапка у горы.
Шапка из снега на деревьях.


Игра
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Кто хочет быть снежинками. А кто хочет быть ветром?. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует – ш – ш, снежинки – оседают.

Вос-ль: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?

Дети: Да 

Воспитатель:  Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. А как вы думаете какая эта картина: обычная или сказочная?

Игра с «подзорной трубой» «Внимательные глазки» Коллективное составление плана рассказа.

Воспитатель: Давайте возьмем «подзорную трубу» (Иммитация руками). А кто мне скажет, что такое подзорная труба? прибор для визуального наблюдения удалённых объектов; (Необходимо назвать как можно больше объектов)Дети: гусь, коньки, заяц, шапка и т.д. Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите?

Кого ты видишь на картинке? — Что они делают?

- Как называется то место, где можно кататься на коньках?

- А ты умеешь кататься на коньках? — Трудно кататься? — А на чем кататься легче? - Когда можно кататься на коньках?

 — Значит, какое время года здесь изображено?

 - А летом можно кататься на коньках? (Можно, но на искусственном льду или на роликовых коньках.) - Чем отличается лед от снега?

 — А чем лед похож на снег? - С чем можно сравнить гладкий лед?

                                                                                                                                                                          — Чем похож лед на стекло? - А чем отличается? - Я вижу на рисунке десять елочек, а ты сколько? Сосчитай. (5 елочек плюс 5 отражений.) - А почему елочки белого цвета? – каких цветов – теплых тонов или холодных больше  ты видишь? Назови цвета холодных тонов на картине. А теперь назови цвета теплых тонов. Почему на картине так много холодных тонов и так мало теплых?

Поиграем в слова. Найди слова родственники: к слову катится (каток, кататься, катит, укатился, раскатать, покатый)

К слову елка (еловый, ельник, елочка, ель)

Подбери слова : к слову шарф (какой) ( вязаный, теплый, красный, шерстяной);

К слову лед (какой) (прозрачный, гладкий, скользкий, голубой)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Зайцы».

 С каких слов, вы бы начали свой рассказ?

Сначала вы расскажете о времени года. (Пришла волшебница зима) 

-. Потом о погоде и природе.

- Затем, что делают звери, зачем они пришли на каток, во что они одеты.

-В конце рассказа скажите, какое у зверей было настроение, почему вы так решили.
-. Какое настроение вызывает у вас эта картина.

1 : Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. звери вышли на прогулку.  одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки.

Река замерзла, покрыта льдом. звери катаются по льду на коньках. Им  весело зимой.

Ребята. Сегодня мы с вами говорили об искусстве. Вам нравится рассматривать картины? А где можно увидеть много картин?( На выставке, в галерее) Кто их пишет?

-Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?(Художник)

-Какие верные друзья помогают художнику рисовать картины? (краски, кисти, холст, карандаши)

-Если взять темные мрачные краски- какая получится картина?

-А если веселые яркие?

Воспитатель:. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Дети:. /ответы детей/.

Воспитатель: Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята,  умницы!

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории.

https://stavsad77.ru/wp-content/uploads/sites/45/2018/04/24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...