Открытое занятие по развитию речи «Коллекция историй» - «Зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи
«Коллекция историй» - «Зимний лес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллекция историй» - «Зимний лес»
Тема: Подготовка к составлению рассказа по картине И. Шишкина «Зима»
Цель: Развитие связной речи
Образовательные задачи:
- Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
Развивающие задачи:
- Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине,
Инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, аудиозапись звуков природы, мольберт, репродукция картины И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, картинки деревьев, следы животных, символы признаков снега и льда. Клей, вата, ватные палочки, мелко нарезанная бумага, гуашь, картинки с изображением кустов и деревьев (сосна, ель).
Ход
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Кто хочет сыграть в «Пирамиду дружбы» Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – вот и встретились опять!
Показать папки кейсы, «Коллекция историй»,
- У нас их много на разные темы, про что у нас с вами еще нет?
- Ребята, я предлагаю вам создать еще одну историю в нашу коллекцию. А вы любите ходить в лес с родителями? А в какое время года вам больше нравится ходить, летом или зимой? Спросить детей почему?
- Я предлагаю вам сегодня создать историю про зимний лес. Согласны?
- Сегодня один знакомый художник принес к нам в сад вот эту картину, а написал ее художник Иван Иванович Шишкин. Рассмотрите внимательно эту картину. Картина необычная, а даже волшебная.
- Почему она необычная?
- А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, через «волшебную подзорную трубу». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо.
- Но, перед тем как начать смотреть и рассказывать, для порядка сделаем зарядку для язычка (повторить каждое упражнение 3-4 раза):
- Снег колючий, как иголки, а иголки очень колки
- Лопатка снег убирала, потом улеглась, видно очень устала
- Спинка язычка у нас, будет горочкой сейчас.
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания (подзорная труба – яркая труба из картона)
- Наведите глазок подзорной трубы на один предмет и назовите его. Посмотрите и скажите: кого или что вы там видите?
Дети проговаривают что видят.
- Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
В ПАПКУ САМУ КАРТИНУ
- Вам нравится эта картина? А хотели бы вы в неё войти? хотите отправиться в зимний лес?
- Но, чтобы туда попасть, нужно теплее одеться. Что мы с вами будем надевать? (имитируем движениями, что надеваем.)
- Ну, что, все оделись? Отправляемся.
(идем, звучит музыка «хруст снега под ногами»)
- Ой, какие сугробы вокруг! Осторожно, не упадите, поднимайте ноги повыше! (взрослый проделывает все движения с детьми) Пойдем за мной, никуда не отходите, а то можете заблудиться в лесу! Смотрите, а что это там вдалеке?
Подходим к доске, где на экране картина Шишкина «Зима»
Садимся.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу
- Узнаёте картину? («Зима», а написал ее художник Иван Иванович Шишкин)
Звучит запись воя вьюги и шума ветра.
- Какие звуки вы услышали?
Дети: Шум ветра, вой вьюги.
Воспитатель: Какая вьюга?
Дети: Холодная, злая, колючая.
Воспитатель: Какой ветер?
Дети: Зимний, студеный, Злой.
- Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами.
- Давайте еще раз внимательно рассмотрим и опишем зимний пейзаж. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
- Какое время года наступило? (наступила холодная зима)
- Что лежит на земле и на деревьях? (на земле и на деревьях лежит пушистый снег)
- Как называются деревья, которые изобразил художник? (ель, сосна, кусты) В ПАПКЕ И ДЕРЕВЬЯ КОТОРЫЕ МЫ ЛЕГКО УЗНАЕМ ЗИМОЙ ЕЛКА, СОСНА
- В центре стоит несколько небольших елочек. Буря их пощадила, а снег аккуратно прикрыл, подарив надежную защиту от мороза.
- Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный).
- Какое небо? (небо высокое и ясное)
- А как вы думаете, какой воздух? (Воздух морозный и чистый, свежий)
- Давайте почувствуем, как пахнет свежестью, морозом (дышим).
- Рассматривая полотно, можно заметить все холмики и даже мельчайшие ямки, появляется желание протянуть к картине руку, чтобы потрогать снег.
Воспитатель: а, сейчас закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали? (подношу контейнер со снегом и льдом к лицам детей. Дети рассказывают о своих ощущениях). Пахнет морозом.
Воспитатель: Правильно ребята – это снег и лед, ощущение холода.
- В какое время года мы с вами можем наблюдать снег и лед?
- Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы.
- Сравните их и расскажите об этом: Упражнение «Сравни и расскажи»
Дети: Снег мягкий, а лед твердый
- Снег пушистый, а лед гладкий
- Снег белый, а лед прозрачный
- Снег тает быстро, а лед медленно
В ПАПКУ ВСЕ ПО СНЕГ, ЛЕД)
- Слышится ли что-то в лесу? (В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка).
- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
Поиграем в игру сравнение. Придумаем красивые сравнения.
- Снег белый как …
- Сосны прямые как..
- Снежные сугробы похожи на..
Рассказ воспитателя
- На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Сильный ветер поломал сухие деревья, и теперь их ветви и стволы лежат на мерзлой земле, прикрытые высокими сугробами.
Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и морозный. На ветке старой ели сидит, словно заснувший одинокий клест. Стоит тишина.
Воспитатель:
- Ребята, а каких зверей мы еще можем встретить в лесу?
(СЛЕДЫ ЗВЕРЕЙ В ПАПКЕ)
- Как бы вы назвали эту картину? «Зима»
Физминутка
- А теперь давайте представим, что мы превратились в предметы, которые изображены на картине (по описанию картины такими же словами)
- Превратитесь в большой сугроб
- А теперь в птицу заснувшую на ветке
- Превратитесь в высокую елку, прикрытую снегом.., небольшие елочки
- Воздух морозный, чистый, свежий.
Воспитатель:
- ребята, предлагаю вам стать художниками и написать свою картину. Затем мы сложим все ваши картины в общую, и посмотрим, каким у нас получится зимний лес.
- Те, у кого коричневые шишки, подходят к столу с коричневой шишкой (вата), у кого желтые шишки, подходят к столу с желтыми шишками (мелко нарезанная пряжа или бумага), а у кого зеленые шишки, подходят к столу с зелеными шишками (тычок кисточкой или ватными палочками) и будут работать вместе со мной.
- Всем нам нужно укутать наши деревья в снежную шубу.
Пальчиковая гимнастика «Снежки»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе)
Очень гладкий гладят одной ладонью другую)
И совсем - совсем не сладкий (грозят пальчиком).
(дети выполняют работу) Музыку
Итог.
Хорошо в лесу зимой,
Но пора нам всем домой.
- Посмотрите, каким красивым получился наш зимний лес. У каждого дерева своя теплая снежная шубка, которая защитит его от мороза.
- Вы долго рассматривали картинку, а теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный? Я по одному буду подзывать к себе. Нужно будет повернуться спиной к картине.
Я задам вопрос по картинке. Не оборачиваясь, Вы должны будете ответить на него. Остальные дети сверят ответ с тем, что изображено на картине.
Вопросы по рассказу и анализ сразу
- Что мы видим на картине? (густой ельник)
- Где лежит снег? (снег лежит на деревьях и на земле)
- Какие деревья изобразил художник? (художник изобразил ели, сосны и кусты)
- Кого мы видим на ветке старой ели? (На ветке старой ели сидит, одинокий клест)
- Ребята, а чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось? Что было интересно делать?
- Понравилась ли вам картина? Почему?
Ребята, посмотрите, у нас получилась еще одна книжка в нашу коллекцию историй, благодаря которой мы с вами в следующий раз сможем составить рассказ по картине Ивана Шишкина «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи "В зимнем лесу "
«В зимнем лесу» Цель. Развивать внимание и наглядно-действе...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в зимний лес"
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков "ж" и "ш" в словах и фразах, дифференцировать звуки на слух, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, формировать пред...

Открытое занятие по развитию речи. "Путешествие в зимний лес"
Учить детей соотносить уведенный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения. Обобщение и систематизация знаний о диких животных: поведение в зимнее время года; следы; о...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в зимний сказочный лес" в средней группе
Урок проводился для развития речи ребенка...

Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.
Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна....
Открытое занятие по развитию речи на тему "Зимние забавы"
Открытое занятие...

Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...