ФИО | Чепель Марина Викторовна |
Образовательная область | Речевое развитие |
Возраст детей, группа | 6-7 лет, подготовительная группа «А» |
Тема НОД | «В поисках заветного ключа» |
Цель | Формирование знаний детей о многозначных словах – омонимах. |
Задачи | - Совершенствовать умение подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.
- Продолжать знакомить с многообразием многозначных слов.
- Развивать фонематическое восприятие, память, внимание; умение рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение детей работать в группе.
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение слушать и слышать окружающих; проявлять инициативу в получении новых знаний.
|
Материал и оборудование
| Интерактивная доска, картинки с многозначными словами; лист бумаги, карандаш; указка, картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной) |
Предполагаемый результат | Знать понятие «омонимы». |
Этапы | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. |
I. Введение в ситуацию | На полу лужа. Воспитатель обращает внимание детей - Ребята, что это? - А откуда она взялась? (Воспитатель с детьми присматривается, видят в луже изображение колпачка гномика). - Да это гномики с Белоснежкой постарались, наплакали целую лужу, слез. - Где же они? Почему они плачут? - Они не могут попасть в дом. Может быть, мы поможем гномикам? Сможете? - Не плачьте гномики, мы вам поможем. | Словесный, сюрпризный момент, вопросы |
- Дети стоят на ковре, диалог с воспитателем
- Лужа (ответы детей на вопросы воспитателя).
- Да, поможем. |
Личностные, коммуникативные | Проявление интереса к предстоящей деятельности. Активно взаимодействуют с взрослым и сверстниками.
|
Этапные задачи: Актуализировать и конкретизировать знания детей. |
II. Актуализация знаний | - Посмотрите, вот и домики наших гномиков. (на доске ребус) - Может нам надо отгадать ребус и там будет какая-нибудь подсказка? Давайте попробуем. - Возьмите себе пожалуйста листочки и карандаш (на отдельном столе приготовлены бумага и простые карандаши) -Присаживайтесь за столы. - Вы должны назвать первый звук в слове и записать его.
По первым буквам картинок, дети отгадывают и записывают зашифрованное слово КЛЮЧ. - Какое слово у вас получилось? - Вот оказывается, что нам надо, чтобы открыть двери домов. | Наглядный Словесный Практический |
- дети встают в круг, слушают внимательно и идёт диалог с детьми.
- Да, давайте разгадаем ребус.
- дети берут, за ранее приготовленные листки бумаги и простые карандаши. - дети присаживаются за столы, выполняют задание.
- диалог с детьми, ответы детей Работа с детьми за столами.
- КЛЮЧ | Познавательные Регулятивные | Наблюдение за процессом, соблюдением правил, ответы детей, выполнение задания.
|
Этапные задачи: тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля. |
III Затруднение в ситуации | - Мы с вами теперь знаем, для того чтобы открыть домики нужен ключ. - Давайте с вами откроем все домики. На экране появляются дома, рядом картинки с ключами. - Кирилл, подойди и подбери ключи к каждому домику. - Ключей много, а мы с вами не можем решить эту проблему. Что же нам нужно сделать? - А если не знаешь, где можно узнать? - Спрашивайте. | Наглядный Словесный Практический |
- Дети слушают внимательно, выполняют задание, ответы детей.
- Ребенок подбирает один ключ к первому домику.
- Незнаем.
- Посмотреть в интернете, книги, спросить у взрослых. Дети спрашивают у воспитателя. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | В процессе работы воспитатель наблюдает за работой детей. |
- Этапные задачи: Пополнять знания детей о многозначных словах.
|
IV Открытие нового знания или способа действий | - Ребята! Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но различаются по смыслу, это многозначные слова они называются - Омонимы. - Эти слова похожи как две капли воды, одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы! - Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Презентация о многозначных словах. 1 Что такое многозначные слова? Эти слова похожи как две капли воды, Одинаково их пишут, Одинаково их слышат, Но обозначают они разные предметы! | Слайд 2 Коса *Право, я причёска-чудо! Заплести меня не худо! *На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом! | Слайд 3 Лук *Взял я лук, одну стрелу, Натянул я тетиву. Ты, лети, моя стрела в голубые небеса! *Прилетела в огород, где на грядке лук растёт! | Слайд 4 Кисть. - Обратите внимание, что слова одинаковые, а смысл разный. |
- Дима, повтори, что такое многозначные слова. (Воспитатель просит повторить 2 - 3 детей) | Словесный Наглядный |
- Ответы детей. | Познавательные Коммуникативные Личностные | Наблюдение за процессом, ответы детей. Усвоение материала и подтверждение успешной реализации поставленной цели |
Этапные задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. |
V Введение новых знаний в систему знаний | - А сейчас, я вам предлагаю, посмотреть какие еще есть многозначные слова. - Каждый из вас должен найти в группе одну картинку, взять ее, а затем найти себе пару - с многозначным словом. Ключ - ключ Лук – лук Ручка – ручка Кисть - кисть Молния - молния Мышка - мышка Кран - кран | Словесный Практический |
Открытие нового.
Дети ищут картинки в группе и образуют пару, собираются на ковре и объясняют значение слов.
| Познавательные Коммуникативные Регулятивные | Проверить знание полученные ранее, выявить, у кого есть затруднения по данной теме.
|
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии |
VI Осмысление (итог) | - Ребята, кому мы сегодня помогали?
- А как помогли? - Что вам в этом помогло? - Что такое многозначные слова?
- Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали? - Какие задания были для вас сложные? | Словесный | - Сегодня мы помогали гномикам и Белоснежке. - Искали ключи. -Многозначные слова - омонимы. -Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но различаются по смыслу, это многозначные слова они называются - Омонимы. - Мы можем поделиться с друзьями, в школе. | Личностные Коммуникативные | Ребята оценивают свою работу. Высказывают своё мнение. |