Звук [ф] и буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать правильное произношение звука [ф] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение выделять в слове звук [ф];
- Учить выделять характерные особенности звука [ф];
- Расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие:
- Развивать правильное произношение звука [ф], познакомить с буквой Ф;
- Тренировать умение определять место звука [ф] в слове;
- Развивать речевую моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.
- Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
Воспитательные:
- Формировать умение работать в коллективе в процессе практической деятельности;
- Воспитывать мотивацию к учению, усидчивости, внимательности, работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_f.docx | 169.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Светлана Александровна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
Артинский городской округ
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: Звук [ф] и буква Ф.
Возрастная группа: подготовительная, дети седьмого года жизни
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: совершенствовать правильное произношение звука [ф] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение выделять в слове звук [ф];
- Учить выделять характерные особенности звука [ф];
- Расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие:
- Развивать правильное произношение звука [ф], познакомить с буквой Ф;
- Тренировать умение определять место звука [ф] в слове;
- Развивать речевую моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.
- Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
Воспитательные:
- Формировать умение работать в коллективе в процессе практической деятельности;
- Воспитывать мотивацию к учению, усидчивости, внимательности, работоспособности.
Средства:
наглядные:
музыкальные: песня из мультфильма «Фиксики» «Помогатор»
Материалы и оборудования: ПК, заголовки из цветной, бархатной бумаги буквы Ф, индивидуальные карточки с заданиями, цветные карандаши, картинки, зеркала
Предварительная работа: Заучивание упражнений для артикуляционной гимнастики, просмотр мультфильма «Фиксики», автоматизация изученных звуков в слогах и словах.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1 этап Организационный | ||||
Мотивация к деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня у нас много гостей и мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. - Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. - Пришла я сегодня в группу, открыла окно, чтобы проветрить группу и тут поднялся такой ветер и в окно влетели картинки. - Давайте посмотрим. - Выберите для себя картинку и назовите предмет, который на ней изображен. - При произношении слов, какой звук повторяется в каждом слове? - Сегодня, мы будем изучать звук [ф] и познакомимся с буквой, которой он обозначается на письме. - Для того чтобы правильно говорить звук [ф], что нам нужно сделать? | Педагог приветствует детей. Стимулирует любознательность, интерес. Педагог обращает внимание детей на картинки, которые расположены на столе и подводит их к столу. Задает вопросы | Дети приветствуют педагога и гостей. Дети рассматривают картинки, предлагают различные ответы, приходят к единому мнению. | Умеют управлять своим поведением. Умеют отвечать на вопросы, приходить к единому мнению. |
Артикуляционная гимнастика | - Верно. Мы должны сделать гимнастику для язычка, губ и зубов. - Присядьте на палас, возьмите в руки зеркало. (Слайд) - Посмотрите на экран, как называется первое упражнение? (Улыбка) Выполните упражнение «Улыбка» (Слайд) - Посмотрите на следующую картинку, как называется это упражнение? («Лопаточка») Выполните по образцу упражнение. (Слайд) - Следующее? (Чистим зубы) (Слайд) - Упражнение «Лошадка» - Молодцы! Язычок размяли. | Педагог включает презентацию с картинками для гимнастики | Дети выполняют предложенные упражнения для артикуляционной гимнастики. | Нормализация тонуса мышц лица. Повышена подвижность органов артикуляционного аппарата. |
2 этап Введение детей в новую тему | - Следующее задание мы будем делать за столами. Проходите на свои места присаживайтесь. За осанкой ты следи, Спину, выпрямив, сиди. Ноги прямо ты поставь И вперед свой взгляд направь. - Продолжаем работу с картинками. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? - В слове «шарф» есть звук [ф]? - Он какой? (согласный, твердый, глухой). - А где находится звук [ф]? - Каким цветом его обозначим? - Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено? - В слове «кофе» есть звук [ф]? Где он находится? - Какой он? - Каким цветом обозначим? - Ребята, что мы теперь можем сказать о звуке [ф]? | Педагог следит за правильной осанкой Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | Дети садятся за столы, следят за правильной посадкой Отвечают на вопросы, предлагают различные ответы, обосновывают свои ответы. Делают вывод | Умеют управлять поведением Умеют правильно сидеть. Умеют отвечать на вопросы, обосновывать ответы. Дают характеристику звука [ф] Называют, каким цветом обозначают твердые и мягкие согласные в схеме Умеют определить, где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце. |
Дидактическая игра | - Сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Перед вами две коробочки, синяя и зеленая. Вам необходимо выбрать картинку, определить какой звук [ф]: твердый или мягкий, и поместить ее в коробку синего или зеленого цвета, объяснить свой выбор. | Педагог задает наводящие вопросы, учит отвечать детей полным ответом, обосновывать ответ. | Дети выбирают понравившиеся им картинки, отвечают на вопросы, обосновывают ответы. | Умеют определять твердый звук [ф] и мягкий звук [ф] в выбранном слове. |
Физминутка | Песенка фиксиков «Помогатор» - Ребята, из какого мультфильма прозвучала песня, под которую мы сделали разминку? («Фиксики») В слове Фиксики есть звук [ф]? | Показывает игровые движения под музыку | Активно играют. Демонстрируют физическую активность. | Умеют выполнять упражнения по образцу. |
3 этап Актуализация знаний по теме | - Перед вами карточки с заданиями. Посмотрите на картинку. Назовите, что изображено в левом верхнем углу? - Подумайте, в слове «шкаф» звук [ф] какой? Закрасьте квадратик в нужный цвет. - Смотрим на картинку в верхнем правом углу. Что на ней изображено? - В слове «конфета» звук [ф] какой? Закрасьте. - А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. - Все справились? | Педагог организует самостоятельное выполнение задания. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Организует взаимопроверку | Дети находят указанные задания на карточках самостоятельно. Дети работают на индивидуальных карточках. Осуществляют взаимопроверку. | Умеют ориентироваться. Умеют работать самостоятельно по индивидуальным карточкам. Определять твердость и мягкость звука. Умеют осуществлять контроль. |
Соотнесение звука с буквой | - Звук [ф] на письме обозначается буквой Ф. - Скажите, где на карточке вы видите букву Ф. Поставьте пальчик. - На что она похожа. - Ребята, а сможете ли вы отыскать букву Ф среди других букв? - Найдите на ваших карточках задание в правом нижнем углу. Возьмите в руки карандаш и обведите букву Ф в кружок столько раз, сколько увидите. - Сколько раз буква Ф вам встретилась? - Сколько букв Ф в первой строке? - Сколько во второй? - Сколько в третьей? - Молодцы! И с этим заданием справились. - Ребята, посмотрите на столы. У вас на столе лежат элементы буквы Ф. Вам нужно собрать из них букву Ф. - Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ф, чтобы лучше ее запомнить. - Удалось вам запомнить букву? | Организует самостоятельную деятельность. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Организует работу по сбору буквы из элементов. | Работают на индивидуальных карточках. Отвечают на вопросы. Дети собирают из элементов, изученную букву. Дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги | Умеют ориентироваться Умеют работать самостоятельно. Умеют выполнять задание в паре |
4 этап Рефлексия. | - Вы у меня сегодня настоящие молодцы! Так здорово поработали! Думаю пора подвести итог нашего занятия. - Ребята, я предлагаю вам оценить свои достижения на данном занятии: если вы все запомнили, и вам все понравилось, то возьмите желтый кружок. Если вам понравилось занятие, но у вас были трудности, то возьмите красный кружок. Ну а если вам не понравилось, и вам было трудно справляться с заданиями, то синий кружок и прикрепите выбранные вами кружки на доску. | Педагог интересуется, что нового узнали дети. | Дети делятся полученными знаниями. Выражают свое мнение о занятии. | Способны оценить свою деятельность, выделить трудности, возникшие в ходе занятия. |
Открытость | - У меня к вам есть еще одно задание. Я предлагаю вам дома с родителями сделать поделку буквы Ф или подобрать картинку, в которой бы встречался звук [ф] и принести в группу. Из ваших работ мы сделаем выставку - презентацию. - Занятие окончено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...