Нод по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Войтехович Юлия Александровна

Тема "Составление творческих рассказов по пословицам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

НОД по речевому развитию

 для детей 6-7 лет на тему: «Составление творческих рассказов по пословицам»

        Подготовила воспитатель Войтехович Ю.А.

Г.о. г. Выкса

Цели занятия:

Учить детей составлять короткие совместные творческие рассказы по пословицам.

Формировать умение отгадывать ребусы, составлять слова из букв.

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе обучения на занятии, оценивать сверстника не только как друга, но и как партнёра по совместной деятельности.

Развивать умение договариваться о содержании последовательности рассказа, понимать прямой и переносный смысл пословиц. Развивать память, воображение, абстрактное мышление, мелкую моторику, фонематический слух.

Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, чуткость к смысловым оттенкам слов, воспитывать желание сотрудничать друг с другом.

Оборудование: рисунки прямого значения пословиц, выставка книг, конверт

с пословицами, ребус, предметные картинки, ширма

Ход НОД

1.Организационный момент.

 Ребята, давайте встанем в круг, закроем глаза и настроимся на занятие. Повторяем вполголоса слова:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

2. Дыхательная гимнастика

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Мы подуем высоко, (дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют)

Мы подуем низко,(вытягивают руки перед собой, приседают и дуют)

Мы подуем далеко, (держат руки перед собой). Мы подуем близко(кладут руки на грудь, дуют на них)

3. Рассматривание выставки

Ребята, сегодня у нас в группе выставка.(Дети подходят к выставке) На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества. Назовите их (дети называют) Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У народа для всякого случая есть пословица -короткая  мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему учат нас пословицы?

4. Игра «Построй мостик»

Ребята, мы должны построить мости к из кирпичей. По нему мы пройдём за свои столы и продолжим наш разговор. Нужно кирпичики выложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичах, оказался первым на следующем кирпичике-картинке.

(Дети, проговаривая слова, выкладывают мостики проходят по нему, садятся за столы) Ребята, потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки учат нас смелости, трудолюбию, верности

5. Беседа о пословицах

Ребята, вы знаете много разных пословиц. Назовите их. Что значит эта пословица? Какую пословицу ещё знаете? Кто ещё  знает пословицы?

6. Сказка «Лиса и журавль»

Молодцы! Я приглашаю вас посмотреть сказку.

-За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Это значит не нужно в одно и то же время делать две работы. Если много дел будешь делать сразу, ничего не получится

-Яблоко от яблони недалеко падает. Дети всегда похожи на своих родителей. Так происходит по тому, что они всегда много доделают вместе)

-Двое пашут, семеро руками машут. Бывает так, что один трудиться, а другие не помогают, ленятся, только мешают.

- Любишь кататься – люби и саночки возить. Поиграл, надо за собой всё убрать.

 

7. Показ детьми сказки «Лиса и журавль» (тросточковый театр)

-Ребята, как называется эта сказка?

-А может названием стать пословица?

8. Разгадывание ребуса.

Лиса и журавль просят вас придумать истории по пословицам. Они положили пословицы в конверт. Но его сможем открыть, только отгадав ребус на конверте.

-Ребус отгадали и конверт открылся.

В нём всего три пословицы, истории мы будем придумывать парами.

9. Игра «Живые буквы» А где могут произойти эти истории, мы узнаем,

поиграв в игру «Живые буквы»

(Желающим раздают по одной букве, они все вместе составляют из них слова: дом, река, лес)Где могут произойти истории?

10. Подготовительная беседа

-Каким должен быть рассказ?

-А как нужно рассказывать?

- Первым начнёт тот, кто отгадает загадку:

Доброе, хорошее,

На людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит. –Названием этой сказки может быть пословица: Как аукнется, так и откликнется. Как лиса поступила с журавлём, так и журавль с ней. Дети отгадывают ребус в лесу, в поле, дома, на реке, в  саду интересным подробным выразительно, чётко, громко, без больших пауз (Солнце)

11. Совместное составление рассказов по пословицам

Воспитатель с помощью загадок выбирает следующие две пары:

В шубе летом, а зимой раздетый.(Лес)

У кого днём один глаз, а ночью много.(Небо)

12.Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня?

-Хорошие получились у вас рассказы.

-Егор, чей рассказ тебе понравился и чем?

-Кто выразительнее других рассказывал свою историю?

Давайте скажем друг другу приятные, добрые

слова, которые будут начинаться со слов: ты самый, самый…

Дети передают по кругу мяч и говорят друг другу приятные слова.

Ребёнок выбирает.

Дети договариваются, кто будет первым начинать рассказ, о чём будут рассказывать.

Дети придумывают историю по одной из историй-

Мне понравилось, как Софья придумала начало рассказа, выразительно рассказывал всю история Ярослав, Максим, ты самый, самый догадливый и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...