Самообразование воспитателя по теме"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
2022-2023г
Автор: Марущак Лариса Александровна
воспитатель МБДОУ «Ашкаульский детский сад»
Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Задачи:
– изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
– создать условий для работы с детьми в этом направлении;
– внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
- Создание картотек: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
- Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
План направленности действий и содержание работы
Дата | Воспитатель | Воспитанники | Родители |
сентябрь | – Постановка проблемы. – Определение цели и задач над темой. – Подбор и изучение литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». – Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. | Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. | Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Создание картотеки «Картины для составления рассказов»: – «Кошка с котятами», – «Ежи», – «Купание медвежат», – «Верблюды» и др. Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов. | Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов. – Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»; – Игра «Что умеет делать кошка». | Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи» Памятка «В игры играем – речь развиваем» |
ноябрь | Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»: – «Как Миша варежку потерял», – «Медвежонок на прогулке». – «Как подружки котёнка спасли», – «Девочка и ёж». Составление с детьми рассказов по картине «Ежи». Задачи: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему; – воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его. – развивать внимание, память. | Составление рассказов по картине «Ежи»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; – внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; – оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
– Игра-разминка «Осень». | Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину» «Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей» |
декабрь | Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие; – развивать память, внимание. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»: – составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); – подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие; – выделять «зимние» слова. – Игра «Послушай и запомни; – Игра «Отгадай задуманное слово». | Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки» |
январь | Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке». Задачи: – формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. – упражнять в подборе слов близких по значению; – воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; – Развивать внимание память. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»: – составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – подбирать слова близкие по значению; – внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. – Отгадывание кроссворда; | Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». |
февраль | Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»: – внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); – выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; – составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; – слушать друг друга, не перебивая. – Упражнение «Соедини по точкам»; – Игра «Предложения в шкатулке». | Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). |
март | Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат». Задачи: – Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; – воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. | Составление рассказов по картине «Купание медвежат»: – внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; – подбирать слова, близкие по значению; – слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. – Игра «Умное эхо». | Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи». Памятка «И снова поиграем!». |
апрель | Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками» Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж». Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; – формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; -упражнять в подборе слов на заданную тему; – воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; – договариваться и приходить к общему мнению. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»: – отгадывать загадки, аргументируя свой ответ; – внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; – составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; – придумывать окончание рассказа; – подбирать слова на заданную тему; – выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. – Отгадывание загадок; – Игра «Доскажи словечко». | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха» |
май | Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. Задачи: – продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. – воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». | Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине: – внимательно рассматривать картину; – рассуждать над её содержанием; – составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; – слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. – Игра «Опиши предмет». | Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» |
Формы отчёта.
– Презентация опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» на педсовете.
– Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»
– Картотеки: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»
Методическая литература.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
- Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
- Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
- Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000
- Методические советы к программе «Детство»;
- Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
- Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
- Ушакова О. «Развитие речи детей»;
- Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С.Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....
Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...