Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы".
методическая разработка

Щедрова Ольга Владимировна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ЩЕДРОВОЙ О.В.

на 2022 -2023 учебный год

Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы».

Актуальность темы:

     «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

                                                                                                                                                                    К. Д. Ушинский

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве.

    Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин и др., которые считали, что овладение ребенком связной речью представляет важный этап речевого развития и изначально носит социальную направленность.

Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.    

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных.

Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:давать развернутые ответы на сложные вопросы;аргументировано и логично излагать свои мысли;авторитетно отстаивать свое мнение; воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;писать изложения и сочинения.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами, необходимо использовать в своей работе оригинальные, развивающие, творческие методики.

Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.).

        Мною выбрана эта тема по самообразованию, потому, что от уровня развития связной речи зависит:умение общаться с людьми,общее интеллектуальное развитие,интеллигентность и культура человека.

Цель:повышение своего профессионального мастерства и компетентности по данной теме, способствующая  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

  1. Повысить свой профессиональный уровень, изучив литературу по данной теме самообразования.
  2. Совершенствовать условия (РППС) для развития связной речи, используя современные направления.
  3. Изучить и внедрить в практику работы методы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы.
  4. Повысить педагогическую компетентность семьи в вопросах развитиясвязной речи у детей старшего дошкольного возраста с опорой на мнемотаблицы.

Ожидаемые результаты:

  1. Повысится профессиональный уровень после изучения литературы по теме самообразования, презентация опыта на педсовете, ГМО, конференциях.
  2. У детей увеличится круг знаний об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться передаудиторией.
  3. Родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
  4. Разработки применены на практике.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно - ознакомительный):

 -изучение литературы по данной теме самообразования;

- анализ и обобщение теоретических данных.

II этап (практический):

 - внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий):

- анализ результатов работы.

План работы над темой.

№ п/п

Содержание работы

Срок

1.

Изучение литературыпо данной теме самообразования.

сентябрь

2.

Анкетирование родителей.

сентябрь

3.

Консультация для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей».

октябрь

4.

Изучение и внедрение в практику работы одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию связной речи- мнемотехники.

октябрь-апрель

5.

Консультация для воспитателей на тему: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

декабрь

6.

Отчет на Педагогическом совете.

май

                                                         

                                                              Работа с детьми

(Периодичность занятий: 2 раза  в неделю длительность занятий – 25минут)

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

Октябрь

1. Игровое упражнение «Кто, где находится?»

2.Игровое упражнение «Кто что ест?»

3.Настольная игра «Какая  часть суток?

4.Налюдение на прогулке. Составление рассказа «Что нам осень подарила»

5.Дидактическая игра «Кто чем занимается»

6.Дидактическая игра «Профессии»

7.Разучивание  песни «У моей России»

8.Составление рассказа «Осень»

1.Учить различать предлоги «на», «под», «около».

2.Учить детей соотносить графическую схему с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.

3.Развивать умение соотносить знаковые символы с образами

4. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов по образцу воспитателя о собранном урожае. Предложить составить простейшую мнемотаблицу

5.Упражнять в словообразовании с помощью мнемодорожки.

6.Обогащать лексический запас, развивать умение читать графическую аналогию и перекодировать информацию.

7.Упражнять детей в умении опираться на мнемотаблицу и заучивать песню.

8.Упражнять детей в умении рассказывать о временах года(Осень) с использованием наглядного пособия,связно,в логической последовательности.Развивать словарный запас.

Ноябрь

Декабрь

1.Дидактические игры с предлогами

2.Д/игра «Загадки и отгадки»

3. Дидактическое упражнение «Из чего сделан?».

4.Разучивание пальчиковой гимнастики «Дождь».

5. Дидактическая игра «Какая вещь лишняя»

6. Игра-драматизация сказки  «Лиса,петух и дрозд»

7.Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

8. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

1 Настольно-печатная игра «Фигуры»

2.Заучивание наизусть стихотворение Н.Нищева «Елочка»

3.Пересказ сказки «Заяц – хвастун»

4. Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

5.Речевая игра «Подбери слово»

6.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

7. Игровое упражнение «Одеваемся правильно

8. Упражнение «Назови картинки со звуком «р» и раскрась их»

1.Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом

2. Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

3.Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений  с использованием мнемоквадратов.

4.Разучить пальчиковую гимнастику с опорой на схему

5. Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек» (мнемодорожки).

6. Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки.

7.Обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

8. Упражнять детей в составлении описательных рассказов, добиваясь логичных и подробных описаний с опорой на наглядную схему

1.Учить детей находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами.

2. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение .

3.Продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку.  Формировать умение  пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы).

4. Формировать умение рассказывать по картине и ее фрагментам; расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие "забавы»

5. Упражнять в подборе слов с помощью набора картинок.

6. Упражнять детей в подборе слов-антонимов используя наглядные карточки

7.Вспомнить с детьми во время одевания на прогулку порядок одевания, используя наглядный алгоритм

8. Упражнять детей в определении звука «р» в словах.

Январь

1. Рассказывание об игрушках  «Подарки от Деда Мороза»

2. Пересказ  сказки «Лиса и журавль»

3. .Игра «Снежная куча»

4.Дидактическая игра «Загадка-описание»

5.Игровое упражнение «Составь пару»

6.Сюжетно-ролевая игра «Универсам»

1. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план. Развивать умение читать графическую схему.

2. Формировать у детей умения пересказывать знакомую сказку, используя наглядность. Закреплять умение пересказывать сказку связно в логической последовательности.

3. Расширять словарный запас детей, развивать навыки использования предлогов с помощью схем.

4.Развивать умение классифицировать свойства предметов, соотносить их с символическим изображением и составлять рассказ описание по заданной схеме.

5.Упражнять в нахождении пиктограммы соответствующей предложению.

6. Совершенствовать навыки речевого общения, продолжать формировать грамматические навыки.

Февраль

1.Составление рассказа о деревьях зимой.

2. Наблюдение на прогулке за птицами. Составление рассказа «Снегири»

3. Составление мнемотаблицы «Мальчики и девочки»

4. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

5.Пиктограмма «Один-много»

6.Игровое упражнение «Сравни зверей»

7. Заучивание стихотворения  «Пограничники»

8. Чтение стихотворения Е Благинина «Шинель»

1. Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц.

2. Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам; составить описательный рассказ о снегирях, предложить зарисовать его .

3. Упражнять детей в самостоятельном составлении простейших мнемотаблиц и работать с ними.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в драматизации сказки по серии сюжетных картинок.

5.Отрабатывать навыки образования множественного числа существительных.

6.Упражнять в работе со схемой, развивать словарь, диалогическую речь.

7. Познакомить детей с новым стихотворением; формировать у детей умения отвечать на вопросы строчкой из стихотворения, воспитывать интерес и любовь к Российской армии.

8. Познакомить детей со стихотворением  Е Благинина «Шинель» формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию, используя в речи разные виды предложений; развивать познавательные интересы детей.

Март

1. Рассматривание и составление рассказов о предметах обихода.

2.Беседа «Мамочка любимая»

3.Игра «Времена года»

4.Беседы  «Знаешь ли ты, правила поведения на дорогах ?» «Безопасность»

5.Игровое упражнение «Скажи наоборот»

6.Составление рассказа о маме.

7. Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»

8.Рассказывание детьми сказок «Теремок», «Репка» детям младшей группы

1. Продолжать формировать умение составлять рассказы о предметах используя мнемотехнику (графический план, мнемотаблицу)

2. Раскрыть детям многогранный образ мамы, воспитывать любовь и бережное отношение к своим матерям; формировать у детей  умения непринужденному участию в беседе.

3. Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы.

4.Отрабатывать у детей навыки речевого общения, развивать воображение, творческому рассказыванию (придумыванию небольшой истории и создании схемы своего рассказа).

5.Упражнять в подборе слов-антонимов опираясь на карточки-схемы.    

6.Формировать умение описывать образ матери используя элементы мнемотехники. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

7.Упражнять в распознавании в абстрактных фигурах персонажей знакомых произведений.

8.Закрепить навык пересказа сказок с опорой на мнемотаблицу. Вызвать у детей желание порадовать малышей.

Апрель

1. Беседа и рассказ воспитателя «День космонавтики».

2. Составление рассказа «Птицы прилетели»

3.Разучивание стихотворения о транспорте

4. Заучивание артикуляционной гимнастики.

5. Дидактическая игра «Морское царство»

6.Игра «Картинки убежали»

7.Игровое упражнение «Нарисуй слово»

8.Чтение сказки Г.Х Андесен «Русалочка», изготовление моделей- заместителей по этой сказке.

1. Дать детям представление о космосе и космонавтах; формировать умение отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать уважение к героям космоса.

2. Уточнить и закрепить знание детьми перелетных птиц, развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

3.Упражнять детей в умении опираясь на мнемотаблицу заучивать стихотворение. Продолжать развивать память, внимание.

4. Отрабатывать артикуляцию звуков «р-л» на основе мнемотаблицы.

5. Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам, путем введения определений.

6.Развивать логическое мышление детей, умение достраивать логическую цепочку и вернуть на место пропущенные картинки.

7.Продолжать учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

8.Вспомнить с детьми знакомую сказку, вызвать интерес к придумыванию и изготовлению заместителей для дальнейшего разыгрывания сказки.

Упражнять детей в использовании предлогов при составлении предложений

Май

1.Рассказ и чтение рассказов о войне.

2. Заучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемодорожек.

3. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», пересказывание сказки на основе графической схемы.

4.Настольно-дидактическая игра «Времена года»

5. Игровое упражнение «Составь предложение по схеме»

6.Составление рассказа  «На параде»

7.Разучивание чистоговорок, потешек с использованием мнемосхем, мнемоквадратов.

8. Дидактические игры со словами.

Чтение небылиц.

1. Дать детям представление о праздновании Дня Победы; формировать умение детей принимать участие в беседе,  развивать чувства  гордости за Родину, благодарности, любви к Отечеству.

2. Развивать мелкую моторику используя элементы мнемотехники.

3. Упражнять детей в пересказывании сказки путем использования графической схемы.

4.Развивать логическое мышление, кругозор, умение самостоятельно рассуждать, сравнивать, анализировать. Развивать речь детей

5.Упражнять детей в составлении предложений по схеме предложенной воспитателем.

6. Формировать у детей умение составлять описательные рассказы по предметным картинкам, использовать в речи сложные предложения; развивать мышление и воображение.

7.Обогащение и активизация словаря.

Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Развитие внимания, памяти.

8. Развивать у детей интерес к речевым играм. Продолжать учить понимать шуточный характер небылиц.

Активизировать словарь детей. Воспитывать умение понимать юмор, создать у детей веселое настроение.

МЕСЯЦ

                                      СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С РОДИТЕЛЯМИ

С ПЕДАГОГАМИ

ОКТЯБРЬ

Консультация на тему:

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

Консультация «Использование мнемотехники

в развитии речи детей»

НОЯБРЬ

  Изготовление ширмы «Учим стихи вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

ДЕКАБРЬ

Изготовление ширмы «Учимся пересказывать художественную литературу вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»  

«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»

ЯНВАРЬ

 

Изготовление ширмы «Рассказываем сказки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Консультация «Учим стихи -развиваем память»

ФЕВРАЛЬ

Изготовление ширмы «Отгадываем и загадываем загадки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Обзор методической литературы по использованию мнемотехники

МАРТ

Изготовление ширмы «Описываем предметы с помощью мнемотаблиц»

Посещение педагогами НОД с использованием приемов мнемотехники.

АПРЕЛЬ

Индивидуальные беседы по выбранной теме

МАЙ

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Список литературы.

  1. Балыкина Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб: «Детство Пресс», 2019
  2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. -   М.: Просвещение, 2015
  3. Нищева Н.В.  Обучение детей пересказу по опорным картинкам. 5-7 лет.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебную страну"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических отношений и связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"...

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....