Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
консультация (старшая группа)

Галимова Лариса Маратовна

В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. На это оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно — дидактические, театрализованные). В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр).

 Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

При ознакомлении дошкольников с произведениями художественной литературы используются следующие методы и приемы:

  • чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста.
  • рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
  • инсценировки по прочитанным произведениям.

Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературой.

Для закрепления прочитанных произведений детям предлагается нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

При чтении художественной литературы обязательно используются наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации).

В результате плотной работы с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста развиваются следующие умения:

  • пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания
  • активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец)
  • умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения
  • умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

Целенаправленное и систематическое использование художественной литературы в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует наиболее эффективному развитию их связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связыва...

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»...

Самообразование воспитателя по теме"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.  ...