Презентация "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"
презентация по развитию речи
Материал будет интересен педагогам в работе по развитию связной речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.ppt | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы 2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Мнемотехника В переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи
Отличительные особенности технологии: -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование -приемы запоминания индивидуализированы -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание -введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление речь - зрительную и слуховую память - зрительное и слуховое внимание - воображение
Цель обучения: - развитие связной речи - преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) - развитие мелкой моторики рук - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления - помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Использование мнемотаблиц в младшей группе Развитие речи – одна из главных задач обучения детей. Как сделать этот процесс увлекательным и интересным для детей? Мы в своей работе широко используем мнемотаблицы, которые позволяют развивать связную, монологическую речь малыша, активизировать все мыслительные процессы. Начинать можно с составления рассказов из 2-3 предложений. На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга.
Девочки и мальчики посадили на грядке – картошку, помидоры, огурцы. Поливают их водой. Овощи выросли большие и вкусные.
Наступила осень. Девочки и мальчики одевают теплые вещи. Небо покрыто серыми тучами и часто идет дождь. После дождя появляются в лесу много съедобных грибов. В лесу после дождя вырастают ядовитые грибы. Дикие животные делают запасы на зиму.
Пошел сильный дождь. После дождя в лесу выросли грибы. Девочки и мальчики собирают грибы в корзину. Солнце светит ярко. Вдруг пошел сильный дождь. Девочки и мальчики вышли гулять на улицу с зонтом.
Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.
Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
Стихотворения
Стихотворения
Описание: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Пересказ
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.)
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия) 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален) 3. Введение отрицаний 4. Сочетание символов, чтение цепочки их 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории появляется интерес к заучиванию стихов и потешек словарный запас выходит на более высокий уровень дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...