план - конспект по развитию речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Петровна Мифтахова
План - конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное  учреждение

Владимирский детский сад «Тополёк»

План – конспект по развитию речи

в средней группе (3-4 года)

Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 

«Таня, Жучка и котенок».

Составила воспитатель:

Мифтахова Татьяна Петровна.

с.Владимир

2023г

Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

 Источник: О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3 – 4 лет»

Образовательная область: ОО «Речевое развитие»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной деятельности «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение составлять рассказ исходя из набора игрушек.
  • Формировать умение различать на слух разные интонации, пользоваться ими в зависимости от ситуации и содержания высказывания.

Развивающие:

  • Развивать связанную речь, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение вежливо общаться.

Словарная работа: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов. Учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. Закрепить правильное произношение звука с.

Материал и оборудование: игрушки - кукла, собачка, котенок, блюдце. Музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

Игровой: организационный момент: «Здравствуйте!», физкультминутка, игра на звукоподражание, словесная игра «Произнеси чистоговорку», пальчиковая игра «Встретились два…»

Наглядный: внесение игрушки Котенка, внесение игрушки собачка.

Словесный: отгадывание загадки про котенка, составление сюжетного рассказа, рассказ сопровождается показом игрушек, имитация голоса животных,

повторение рассказа дважды с разными детьми.

Практический: прохлопывание слов.

Содержание НОД:  

Вводная часть.

Ребята, отгадайте мою загадку:

Мягкие лапки

На лапках цап-царапки.

Кто это?

Воспитатель: Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх - плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здравствуйте!

Воспитатель:

Дети: Котенок.

Воспитатель показывает игрушку котенка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к  нам  сегодня пришел в гости  котёнок и он  хочет с вами поиграть.

    Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть.  

Воспитатель: Какой котенок пришел к нам в гости? 

Дети: Маленький, пушистый, полосатый.

Воспитатель: Что умеет делать котенок? 

Дети: Прыгать, бегать, лакать молоко.

Воспитатель: Как его будут звать?

 Ответы детей.

Воспитатель: Котенок хочет загадать вам загадку:

Лежит под крылечком

И хвост колечком.

Дети: Собака.

  Появляется игрушка собачки.

Воспитатель: Какая собачка пришла к нам в гости?

Дети: Белая, пятнистая.

Воспитатель: Что умеет делать собака?

 Лаять, рычать.

Составление сюжетного рассказа.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня еще одна гостья – кукла Таня. Сейчас все вместе расскажем про Таню, котенка и собачку Жучку.

   Рассказ сопровождает показом игрушек.

Воспитатель: Идет Таня с прогулки домой и видит - лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так мяу-мяу. Как мяукает котенок? 

  Дети повторяют интонацию.

Воспитатель: Взяла она котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал, вот так: мяу-мяу.   

    Произноситься радостно, весело.

Воспитатель: Как он мяукал? 

   Дети повторяют интонацию.

Воспитатель: Напился котенок молока. Тут прибежала собачка Жучка и начала громко лаять на котенка «Ав-ав!» Как она лаяла? 

   Дети повторяют.

Воспитатель: Рассердился котенок и замяукал мяу-мяу. Как замяукал? 

   Дети показывают.

Воспитатель: Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно и будем вместе играть». Обрадовался котенок и опять радостно замяукал. Как? 

  Дети показывают.

Воспитатель: А собачка залаяла весело. Как?

  Дети показывают.

Воспитатель: И никто никого не боялся. Стали они дружить. Кто из вас, ребята,  хочет рассказать про Таню, Жучку, и котенка?

  Воспитатель вызывает ребенка.

  Начинает рассказывать вместе, рассказ повторяется дважды с разными детьми.

Воспитатель: Собака и котенок - это кто? 

Физкультминутка.

   Звучит музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Представьте, что вы котята и выбежали погулять. Котята умываются, радостно мяукают, затаились, услышали мышку, прыгнули.

   Дети повторяют действия и звукоподражание.

Игра на звукоподражание.

   Воспитатель просит выйти одного ребенка и на ухо говорит произнести «мяу-мяу» с характерной интонацией (жалобно, радостно, сердито). Остальные дети угадывают.

Словесная игра «Произнеси чистоговорку».

Воспитатель: Котенок и собака стали друзьями и однажды пошли погулять, но опушке к ним подлетела оса.

  Воспитатель показывает картинку осы и произносит:

                Са-са-са - прилетела к нам оса.        

Воспитатель: Повторите вместе громко.

  Дети выполняют.

                  Су-су-су - кот прогнал осу.

Воспитатель: Теперь тихо.

  Дети выполняют.

Пальчиковая игра «Встретились два…»

Встретились два котенка и поздоровались - мяу-мяу.

Встретились де собачки и поздоровались - гав-гав.

Встретились две лошадки и поздоровались - иго-го.

Встретились два тигренка и поздоровались - р-р-р.

Встретились два быка и поздоровались - му-му.

Воспитатель: Мы с вами сегодня много говорили. Что мы произносим?

Дети: Слова.

Воспитатель: Какие бывают слова? 

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте прохлопаем слова: Таня, кукла, котенок, дом, собака, кот, молоко оса, дружба, дети.

Заключительная  часть.  

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомним, чем мы сегодня занимались

Ответы детей.

Воспитатель: Что понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто может похвалить себя?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Владимирский детский сад «Тополек»

Технологическая карта педагогического мероприятия

Тема занятия: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, собака - Жучка и котенок».

Составила воспитатель:

Мифтахова Татьяна Петровна.

с. Владимир

2023г

Технологическая карта педагогического мероприятия

Тема занятия: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Составила и разработала: воспитатель Мифтахова Татьяна Петровна                                        

Возрастная группа: Младшая   группа (3-4 года)  

Форма совместной деятельности: занятие по развитию речи  

Форма организации : групповая

Источник: О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3 – 4 лет»

Образовательная область: ОО «Речевое развитие»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе коммуникативной деятельности «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение составлять рассказ исходя из набора игрушек.
  • Формировать умение различать на слух разные интонации, пользоваться ими в зависимости от ситуации и содержания высказывания.

Развивающие:

  • Развивать связанную речь, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение вежливо общаться.

Словарная работа: активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов. Учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. Закрепить правильное произношение звука с.

Материал и оборудование: игрушки - кукла, собачка, котенок, блюдце. Музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

Игровой: организационный момент: «Здравствуйте!», физкультминутка, игра на звукоподражание, словесная игра «Произнеси чистоговорку», пальчиковая игра «Встретились два…»

Наглядный: внесение игрушки Котенка, внесение игрушки собачка.

Словесный: отгадывание загадки про котенка, составление сюжетного рассказа, рассказ сопровождается показом игрушек, имитация голоса животных,

повторение рассказа дважды с разными детьми.

Практический: прохлопывание слов.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Интегративные качества

(планируемый результат)

Мотивация к деятельности

Цель: 

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, мои маленькие друзья! Меня зовут  Татьяна Петровна и я рада познакомиться с вами. Как вас зовут?

А вы умеете здороваться?

Давайте  покажем, как мы умеем здороваться! Я рада вас сегодня видеть, давайте поприветствуем друг друга.  

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх - плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здравствуйте!

- Ребята, отгадайте мою загадку:

Мягкие лапки

На лапках цап-царапки.

Кто это?

 - Ребята, посмотрите, к  нам  сегодня пришел в гости  котёнок и он  хочет с вами поиграть.

- Какой котенок пришел к нам в гости

- Что умеет делать котенок? 

- Как его будут звать?

 

- Котенок хочет загадать вам загадку:

Лежит под крылечком

И хвост колечком.

 

- Какая собачка пришла к нам в гости?

- Что умеет делать собака?

 

Дети отвечают на вопросы, повторяют слова  и движения.

Воспитатель показывает игрушку котенка.

Появляется игрушка собачки.

Дети встают полукругом на ковре.

 

Дети: Котенок.

Дети: Маленький, пушистый, полосатый

Дети: Прыгать, бегать, лакать молоко.

Ответ детей.

Дети: Собака.

Дети: Белая, пятнистая.

 

Дети: Лаять, рычать.

Эмоциональный настрой.

 Дети смогут выполнить движения  и повторить  потешку

Дети присаживаются на стульчики 

Составление сюжетного рассказа.

Ребята у нас сегодня еще одна гостья – кукла Таня. Сейчас все вместе расскажем про Таню, котенка и собачку Жучку.

 

Рассказ сопровождает показом игрушек.

Дети внимательно слушают педагога, и выполняют предложенные задания

Проявляют интерес и самостоятельность при выполнении задания.

Планирование деятельности. Совместное обсуждение .

Идет Таня с прогулки домой и видит - лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так мяу-мяу. Как мяукает котенок? 

  - Взяла она котенка на руки и понесла домой. Дома налила в блюдце молока. Обрадовался котенок молоку и радостно замяукал, вот так: мяу-мяу.   

 - Как он мяукал? 

- Напился котенок молока. Тут прибежала собачка Жучка и начала громко лаять на котенка «Ав-ав!» Как она лаяла? 

 - Рассердился котенок и замяукал мяу-мяу. Как замяукал? 

 - Испугалась Жучка и замолчала. А Таня сказала: «Давайте жить дружно и будем вместе играть». Обрадовался котенок и опять радостно замяукал. Как? 

 

- А собачка залаяла весело. Как?

- И никто никого не боялся. Стали они дружить.

Кто из вас, ребята,  хочет рассказать про Таню, Жучку, и котенка?   

Собака и котенок - это кто? 

Произноситься жалобно.

Произноситься радостно, весело.

Произносят  громко

Произносят сердито

Произносят радостно.

Произносят весело

Воспитатель вызывает ребенка.

Начинает рассказывать вместе, рассказ повторяется дважды с разными детьми.

  Дети повторяют интонацию.

Дети повторяют интонацию.

Дети повторяют.

Дети повторяют.

Дети показывают

 

 Дети показывают

   Дети показывают

Составление рассказа.

Дети: Домашние животные

Эмоционально вовлечены в действия,

Активное участие детей  в деятельности.

Физкультминутка

- Представьте, что вы котята и выбежали погулять. Котята умываются, радостно мяукают, затаились, услышали мышку, прыгнули.

Читает стихотворение и показывает движения в соответствии с текстом

Дети декламируют стихотворение и имитируют движение

Игра на звукоподражание.

Словесная игра «Произнеси чистоговорку».

Пальчиковая игра «Встретились два…»

 Воспитатель просит выйти одного ребенка и на ухо говорит произнести «мяу-мяу» с характерной интонацией (жалобно, радостно, сердито).

- Котенок и собака стали друзьями и однажды пошли погулять, но опушке к ним подлетела оса.

- показывает картинку осы и произносит:

Са-са-са - прилетела к нам оса.        

Су-су-су – кот прогнал осу.

- Теперь тихо.

 

Встретились два котенка и поздоровались - мяу-мяу.

Встретились де собачки и поздоровались - гав-гав.

Встретились две лошадки и поздоровались - иго-го.

Встретились два тигренка и поздоровались - р-р-р.

Встретились два быка и поздоровались - му-му.

- Мы с вами сегодня много говорили. Что мы произносим?

- Какие бывают слова? 

- Давайте прохлопаем слова: Таня, кукла, котенок, дом, собака, кот, молоко оса, дружба, дети.

Воспитатель показывает картинку осы и произносит

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)

Уточняю сколько раз прохлопали слово.

Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом.

Дети угадывают интонацию.

Дети повторяют.

Дети повторяют

Дети: Слова.

Ответы детей.

Повторяют действие.

Эмоционально реагируют на успешные результаты своей деятельности.

Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Вспомним, чем мы сегодня занимались?

-Что понравилось?

-Кто может похвалить себя?

Всем спасибо за занятие окончено.

Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, задает наводящие вопросы.

Поощрение детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Стимулирование детей к дальнейшей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...

План-конспект по развитию речи в средней группе "Цветик-семицветик"

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик»План – конспект итогового занятия в средней группе.Тема: «Цветик – семицветик»Интеграция образовательных областей:·...

План-конспект по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.Тема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».  Форма организации: ситуативный разговорЦель.  Продолжить развивать у д...

План-конспект по развитию речи в средней группе «В поисках сказок»

формировать умение с помощью взрослого составлять сюжет сказки...

План занятия по развитию речи в средней группе тема "Страна волшебных снов"

Задачи:Связная речь: формировать у детей разные формы высказывания: речь-описание, доказательство; использовать выразительные средства передачи художественного образа. Словарь: учить согласовыват...

«Мамин праздник». План-конспект по развитию речи в средней группе на тему «8 марта»

Мама — самый лучший друг Обойди весь мир вокруг,Только знай заранее:Не найдешь теплее рукИ нежнее маминых.Не найдешь на свете глазЛасковей и строже.Мама каждому из насВсех людей дороже.Сто ...