Работа с воспитателями
учебно-методический материал по развитию речи
Семинар - практикум для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения" | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ «Центр развития ребенка- Нюксенский ДС»
Семинар-практикум для воспитателей
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Подготовила: Клыго С.М.
(учитель-логопед)
2020 г.
Цель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Задачи:
- Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
Предложить педагогам и родителям практический материал, смоделировать их деятельность с использованием упражнений артикуляционной гимнастики.
Оборудование: мультимедийная презентация, снежинки с изображениями артикуляционных упражнений, мольберт, индивидуальные зеркала, листочки, цветные карандаши, кубики с комплексами упражнений, логокуб.
Красивая речь - это спорт и искусство.
Уинстон Черчилль.
Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь - это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Образование звуков речи - это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную гимнастику. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе.
2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Для этого необходимо небольшое ручное зеркало.
5.Показывать нужно неторопливо и четко, начинать артикуляционную гимнастику с упражнений для губ.
А теперь я хочу вас познакомить в какой группе, какая ведется работа.
Работа в младшей группе является приоритетным направлением в работе по развитию речи.
Сначала работа ведется с гласными звуками, затем с согласными. На звукоподражаниях мы упражняем органы речи в четком произношении этих звуков. Звук "а", как плачет малыш? открываем широко рот как бегемотик. Как доктор смотрит горлышко? а-а-а. Как воет волк? у-у-у Как фыркает кот? ф-ф-ф. Необходимо детям рассказывать сказки про язычок (например, что он учится петь новые песенки, здесь можно использовать гласные звуки). Можно сделать речевой домик, куда будут приходить игрушки или картинки. Например прискакала лошадка иго-го, пришли цыплята пи-пи-пи (подключая работу над высотой голоса тише, громче) и пр. варианты работы.
Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).
В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.
В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.
В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников:
Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и
динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. (Упражнения демонстрируются логопедом)
Итак, уважаемые педагоги, наступила зима. Все кругом покрыто снегом, но у нас не обычные снежинки, а артикуляционные. На каждой снежинке– картинка с упражнением для язычка. Возьмите себе каждый по снежинке с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать. (Воспитатели берут себе по снежинке с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение и определяют статическое или динамическое)
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:
- губ,
- нижней челюсти,
- языка,
- мягкого нёба,
- мимической мускулатуры (щёк).
А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:
- Для заднеязычных звуков;
- Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
- Для губных звуков;
- Для свистящих звуков;
- Для шипящих звуков;
- Для сонорных звуков;
- Для мягких звуков;
- Для звонких звуков.
Предлагаю вам выполнить упражнения, прошу взять зеркала.
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики (выполнение и показ):
Упражнения для формирования позиции губ:
1."Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
2."Заборчик"/ лягушка. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
4."Бублик"/ рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
5."Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка:
- "Птенчики"/окошко / бегемот. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- "Лопаточка"/блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.
Также можно проводить артикуляционную гимнастику в загадках.
Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
(Формы выполнения артикуляционной гимнастики: сказка, приключение)
Картинки – ассоциации дают возможность лучшего запоминания артикуляционного упражнения.
«Придумай свою артикуляционную гимнастику»
У вас на экране представлены картинки придумайте к ним картинки-ассоциации
Показываю все упражнения.
Воспитателям раздаются карточки и цветные карандаши.
Задача: создать свою артикуляционную гимнастику в картинках, используя символы или ассоциации. (Предлагаются основные артикуляционные упражнения.) По желанию одного из воспитателей проводится гимнастика с получившимися карточками.
Киска-седится: горка
Расческа:грабли
Шарики-хомяк
Ежик: мячик
Футбол: конфета
Слон: поцелй маму, дудочка
Вкусное варенье:
Бегемот:
Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Для каждого звука - отдельный кубик.
Предлагаю кубики
Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".
Игровое пособие "Логокуб" позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов, как педагогу, так и самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно.
Можно использовать нетрадиционные формы – это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ.
При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если эти движения свободны и пластичны, в организме происходит распределение энергии. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но и развиваются основные психические процессы - память, внимание и мышление.
Поэтому предлагаю вашему вниманию ещё одно нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
«БЕГЕМОТИК»
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь закроем ротик,
Отдыхает бегемотик!
На счет 1 открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 5, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.
« СЛОНЁНОК»
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
Вытянуть губы вперед «трубочкой», зубы сомкнуть. Удерживать так 5-7 с. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Не удерживать язычок нижней губой. Удерживать язык под счёт до десяти. Очень вкусно мы поели, Выпить чаю захотели. В чашку чая мы нальём, Выпьем чаю мы вдвоём.
- Знание органов артикуляции. Ответьте на вопросы: Какой главный артикуляционный орган у человека?
- Какие части языка вы можете назвать?
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков
Знание артикуляционных упражнений.
- Посмотрите на картинку, назовите упражнение, покажите, как его выполнить, и объясните, для постановки, каких звуков оно используется.
Грибок
Чашечка
Чистим нижние зубки
Вкусное варенье
Бегемот
парус
Наша встреча подошла к концу и закончить я бы хотела таким суждением
Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Дамы, не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством
В консультации указан материал по работе с дошкольникамипо ознакомлению с изобразительным искусством...
"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.
Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)...
Работа с воспитателями "Грамматически правильная речь воспитателя"
Консультация для воспитателей о важности правильной речи при общении с детьми....
Консультация для помощника воспитателя "Работа помощников воспитателя в процессе совместной деятельности с воспитателем в течение дня"
Какую работу выполняет помощник воспитателя в течение дня? Кому подчиняется? Как строит свою работу? Всё в моей консультации...
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...
Работа с воспитателями "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
Роль воспитателя на музыкальных занятиях...