"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами" старший воспитатель Смирнова Ю.М.
методическая разработка по теме
Описание системы работы старшего воспитателя с молодыми педагогами (формы методы работы, помощь в адаптации молодых педагогов в коллективе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами ДОУ | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы старшего воспитателя с начинающими педагогами в ДОУ
Выполнила:
Старший воспитатель Смирнова Ю.М.
"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности
Проблема заключается в недостатке практического опыта начинающих специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. В отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т.к. многие начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – это выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя различных профилей). Если начинающего педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты. У педагога могут появиться сомнения в собственной состоятельности в профессиональной и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Многие начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег , постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни тем более на инновации.
Чтобы этого не произошло, начинающему педагогу нужно целенаправленно помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе.
Проведенный мною анализ качественного состава педагогов показал, что в 2013-2014 учебном году в ДОУ работало 32 педагога, из них – 3 педагога начинающие воспитатели.
- имеют высшую квалификационную категорию – 21 %
- первую квалификационную категорию – 70 %
- СЗД – 6%
- категории нет – 3%
В 2014 -2015 учебном году в ДОУ работало 29 педагогов, из них – 3 человека (10%) – начинающие воспитатели.
Имеют квалификационную категорию:
- имеют высшую квалификационную категорию – 24 %
- первую квалификационную категорию – 67 %
- СЗД – 6%
- категории нет – 3%
В 2015-2016 учебном году в ДОУ работает 31 педагог, из них 3 человека (9%)- начинающие воспитатели.
- имеют высшую квалификационную категорию – 23 %
- первую квалификационную категорию – 67 %
- СЗД – 4%
- категории нет – 6%
В детском саду работают и мастера, и начинающие неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разно-уровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.
Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации начинающих педагогов к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и задачи.
Цель:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста начинающих педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению их в профессиональную деятельность.
Задачи:
1. Обеспечить условия наиболее легкой адаптации начинающих педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства начинающих педагогов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
3. Совместно планировать карьеру начинающих педагогов;
4. Приобщать начинающих педагогов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие).
Гипотеза:
Мы считаем, что если в процессе адаптации начинающих педагогов использовать системный подход по повышению уверенности в своих силах, профессиональной компетентности начинающих педагогов, то это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности начинающих педагогов, что позволяет им быстро адаптироваться к работе в нашем детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду начинается с:
- трудовой мотивации, педагогическая направленность которой являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
- процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- организации педагогического труда, при которой имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, что помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Процесс повышения профессионализма начинающих педагогов строится с учетом следующих факторов:
- уровня базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;
- индивидуальных особенностей личности;
- уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться);
- наличия практического опыта общения с детьми.
Условно начинающих педагогов мы разделили на группы в зависимости от полученного образования:
- выпускники, имеющие специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии;
- выпускники педагогических высших учебных заведений (других специальностей).
Свою работу с начинающими педагогами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности.
Старший воспитатель-начинающий педагог | Педагог-психолог- начинающий педагог | Коллега- начинающий педагог |
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; - обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; - обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическим материалами, знакомство с методическим кабинетом | - создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у педагогического коллектива, детей и их родителей | -оказание поддержки со стороны коллег, принятие начинающего воспитателя |
Разнообразные формы работы с начинающими педагогами способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Для обучения начинающих педагогов в нашем детском саду используются различные формы – это обучение на рабочем месте, осуществление практики наставничества, участие в работе методических объединений (ДОУ, района), самообразование, включающее самостоятельное изучение основной образовательной программы, обучение на курсах повышения квалификации, методическое сопровождение деятельности молодых специалистов. Так же регулярно проводятся семинары - практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей, Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Формы работы с начинающими педагогами
Работа педагога-психолога ДОУ
| Работа старшего воспитателя
|
В работе с начинающими педагогами мы используем разнообразные методы
- диагностика
- метод моделирования
- анализ методических ситуаций разыгрывание ролей, игровых ситуаций
- мозговой штурм
- методы проблемного обучения
- эвристическая беседа, диалог
- исследовательский метод
Одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе является метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу.
Особое внимание в нашей работе уделяется:
пополнению багажа теоретических знаний начинающих педагогов,
развитию навыков практического применения полученных знаний,
подбору необходимой для изучения методической литературы,
знакомству с методическим кабинетом дошкольного учреждения,
выбору темы для самообразования.
Планирование и организация работы проводится по результатам изучения потребностей педагогов в ходе анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью, вопросов начинающего педагога.
При составлении плана работы на учебный год мы учитываем загруженность воспитателей и отсутствие у некоторых из них педагогического опыта. Поэтому содержание «занятий для взрослых» основано на следующих принципах:
- доступности материала. При подборе рекомендаций и изложении информации не используются сложные термины из области педагогики и психологии. «Житейский» язык плюс актуальность вопроса обеспечивают результат – наши коллеги получают необходимый минимум педагогических знаний.
- индивидуального подхода. Всегда учитываются пожелания самих педагогов, в процессе бесед обязательно выясняются вопросы, которые педагоги считают для себя наиболее актуальными.
- практико-ориентированного подхода, который эффективнее в работе с взрослыми людьми не меньше, чем с воспитанниками детского сада. Занятия организуются в форме увлекательных тренингов или деловых игр, в процессе которых педагоги выступают как в роли детей, так и в роли взрослых. Теоретическая информация дается в виде беседы-диалога с равноправными партнерами, которым предлагаются для обдумывания проблемные ситуации.
- системности, содержание работы логически и тематически связано с планом работы ДОУ на год.
Проведение систематической работы по адаптации начинающих педагогов проходит в несколько этапов:
I этап
1-й год работы
Период адаптации – самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег, необходимо предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
II этап
2-й год
Процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
III этап
3-й год
Происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
На основании содержательного анализа каждого этапа была разработана модель организации работы с начинающими педагогами.
Год работы | Содержание работы молодого воспитателя | Содержание работы старшего воспитателя | Содержание работы педагога-психолога |
I этап 1-й год работы | - начинающий воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя работают с группой детей. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены. | - дидактическая подготовка к проведению НОД и совместной деятельности с детьми, оценка его педагогической деятельности. - заполнение информационной карты педагога. - составление совместного плана работы с начинающими педагогами на год. - выбор методической темы по самообразованию. - разработка индивидуального плана профессионального становления начинающего педагога. - организация взаимодействия начинающих педагогов и коллектива ДОУ. | - помочь начинающим педагогам адаптироваться к работе в ДОУ познакомив его с внутренними правилами, традициями и условиями. |
II этап 2-й год | - изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ. - повышение своего профессионального мастерства – посещение методических объединений воспитателей, конкурсы профессионального мастерства. | - привлечение к показу занятий на уровне детского сада. - приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении педагогических часов, педагогических советов, деловых играх, мастер-классах, тренинги и многое другое. - проведение праздников. | - консультирование по запросу. |
III этап 3-й год работы | - складывается система работы, имеются собственные разработки. - педагог внедряет в свою работу новые технологии. - аттестация педагога. | - оказание методической помощи по запросу. - аттестация начинающих педагогов. | - консультирование по запросу. |
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.
В целом можно отметить, что целенаправленная комплексная работа с начинающими педагогами приносит положительные результаты, как самим сотрудникам, так и детям, ради которых и осуществляется вся эта объемная работа:
- развитие познавательного интереса к профессии;
- освоение новых приемов работы с детьми;
- развитие навыков самооценки;
- развитие навыков самоконтроля;
- появление желания заниматься самообразованием;
- стремление к повышению квалификационной категории.
Хочется подчеркнуть, что в настоящее время:
Начинающие педагоги участвовали в открытых мероприятиях (РМО) – 1 педагог,
Педагогических советах – 2 педагога,
Участвовали в конкурсах – 4 педагога.
Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее , закрепляется его убеждение в правильности выбора профессии. В результате наши молодые коллеги в этом году проходят аттестацию на первую квалификационную категорию.
Продолжая работу по этой теме, мы рассчитываем:
- повысить долю педагогических работников I и высшей квалификационных категорий;
- закрепить за начинающими педагогами педагогов-наставников обеспечивающих необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;
- сформировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно- образовательный процесс, потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
В коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности начинающих педагогов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по самообразованию.
Советы по организации самообразованияОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионал...
Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. В то же время...
"Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами"
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости....
Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом дл...
Презентация «Система работы старшего воспитателя с педагогами в адаптационный период»
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.Адаптация является активным процессом приводящим к:•Позитивным результатам (адаптированнос...
«Система работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов ДОУ»
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ....