Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Доброе слово лечит, а худое калечит»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие у детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
(чтение художественных произведений: Э.Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).
Цель: развитие у детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Развивающие: развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь. Отвечать на вопросы развернутой фразой.
Воспитательные: воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения.
Словарь: материнская ласка, худое калечит, пуще стрелы.
Методы и приемы: игровые (рассматривание карточек), словесные (вопросы, чтение, беседа, объяснение).
Материал: конверт с изображением разного настроения, чувств (грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.).
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.
Как много разных слов на свете...
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Воспитатель: Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите (ответы детей).
Воспитатель: С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.
Дидактическая игра «Настроение»
(Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Детям предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.)
Воспитатель: Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д. Предлагаю вам потренироваться.
Игра «Подбери нужные слова»
Воспитатель: Каким, словом можно поприветствовать? ( Здравствуйте, привет, доброе утро…)
- Поблагодарить? (Спасибо, благодарю…)
- Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)
- Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)
- Есть слова, которыми можно обидеть. Мы не будем их называть.
- Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.
- Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными?
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились», с последующей беседой по прочитанному произведению.
- Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Воспитатель: Случалась ли у вас такая ссора? (ответы детей)
- Как вы поступаете в таком случае? (ответы детей)
- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (ответы детей)
- Хотите узнать, что было дальше? (ответы детей)
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай».
- Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (ответы детей)
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Воспитатель: А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».
(воспитатель читает рассказ)
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу. Варя отвернулась и грустно пошла домой.
- Почему Варе стало грустно? (ответы детей)
- Можно назвать Варю жадной девочкой? (ответы детей)
- Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить? (ответы детей)
Воспитатель: Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»? (ответы детей)
- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.
- Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму?
- Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дома мы вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не-расскажу...
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Возьму я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу
В страшный-страшный мороз.
И через бурную реку
Буду я строить мост.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит!
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит.
Воспитатель: В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет. Как вы думаете, ребята, простила его мама? (ответы детей)
Работа с пословицами и поговорками.
Воспитатель: Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает». Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.
- Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (ответы детей)
- Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.
- Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (ответы детей)
- Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Ласковое слово, что солнышко.
От худого слова навек ссора.
Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Чему научили вас, прочитанные произведения. Что запомнилось больше всего? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)
Занятие по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состоянием они соответ...
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"
Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."
Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Доброму слову – добрый ответ»
1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.3. Отрабатывать правильное произношение звука [С], пр...
Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе "Мир слов"
Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Игра слов"
Формировать умение подбирать сравнение на основе двух предметов по качествам....