Игровой материал для работы по развитию речевой активности с использованием кинетического песка
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова Екатерина Михайловна

Дидактические игры с кинетисеским песком

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой материал для работы по развитию речевой активности с использованием кинетического песка

(дидактический материал подбирается в соответствии с лексической темой)

Игры

Описание

Для регуляции мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

1

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

«Осенний дождик и ветер»

«Познакомимся с песком»

 «Песочный круг».

 «Необыкновенные следы»

«Угостим куклу тортом» 

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Регуляция

мышечного напряжения, расслабление.

Развитие мелкой моторики.

Активизация речевой деятельности детей.

 Развитие тактильной чувствительности 

Учить детей владеть ножом.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Педагог задает вопросы: какой дождик идет? Зачем нужен дождик?

***

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев. Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки. Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно. Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

***

Пальцами нарисовать с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка Предложить ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками.

***

 «Идут медвежата»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;«Ползут змейки»: ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;«Жучки – паучки»: ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.«Фантазия»: сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует.

***

С помощью формочек изготавливают торт и разрезают его на части.

***

Ладошка погружена в песок, на слова ребенок сжимает и разжимает кулак в песке, затем на название листьев достает из песка по одному пальчику.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи

«Подбери слово»

«Скажи со словом»

«Назови ласково»

«Скажи где?»

«Машинки»

«Найди буквы  и  назови»

«Слепи букву»

 

«Назови слово»

«Чего, кого не стало?»

«Загадки»

«Один-много»

Согласование существительных, прилагательных, глаголов и числительных в роде числе и падеже.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование 

относительных 

прилагательных от 

существительных.

Умение употреблять в речи предлоги, отгадывать загадки.

Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки, и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

***

Ребенок находит в песочнице игрушки или картинки и называет их с заданным словом

«осенний, весенний, зимний»

***

Ребенок выбирает из песка картинки или игрушки и называет их с использованием уменьшительно –ласкательных суффиксов

***

Воспитатель раскладывает предметы в песочнице и спрашивает ребенка: где находится? Ребенок отвечает.

***

Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

***

Ребенок находит спрятанные буквы в песке, называет их и подбирает слова в соответствии с лексической темой.

***

Предлагаем ребенку слепить букву и назвать звук, который она обозначает.

***

Ребенок придумывает слова, в которых есть найденная в песке буква

***

Педагог выставляет картинки или игрушки на столе ребенок их запоминает, затем ребенок закрывает глаза, а педагог прячет в песок  игрушку или картинку. Ребенок отгадывает чего не стало и находит в песке отгадку.

***

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают, затем проверяют себя, находя отгадки в песке.

***

Картинки в песке, находим, достаем, называем, а затем меняем слово на множественное число, а еще добавляем вариант множественного числа родительного падежа.

Формирование слоговой структуры слова

«Раздели на слоги и забери себе» 

«Точки»

«Раздели слово на слоги»

«Полоски»

«Исправь ошибку»

«Раздели слово на слоги»

Развитие умения делить слова на слоги, придумывать слова с нужным количеством слогов, делить слова по группам на основе количества слогов

Картинки или игрушки,  ребенок выбирает, делит на слоги и забирает в свою песочницу, картинки выбираются втемную, т.е. ребенок не видит заранее какая картина (мешочек, картинки изображением вниз)

***

взрослый (затем ребёнок) ставит на песке заданное количество точек, а затем по их количеству придумывает слово.

***

ребёнок ставит точки на песке или выкладывает камешки, деля слово на слоги. 

***

ребёнок ставит точки на песке или выкладывает камешки, деля слово на слоги. 

***

педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску

***

ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие словаря, связной речи, диалогической и монологической речи

«Мой клад»

«Где я спрятал?»

Нарисуй и расскажи»

«Слова-родственники»

«Продолжи сказку»

«Придумай сказку» 

«Найди и опиши»

«Кто больше назовет»

«Профессии»

Расширение, обогащение и активация словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

содействие развитию монологической и диалогической речи;

развитие связной речи.

***

ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

***

ребенок прячет в песок предмет и описывает его, не называя, и указывает, где именно спрятал в песочнице: посередине, вверху, внизу, указывает угол и т.п. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь и где, откапывает его в песке.

***

Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

***

Ребенок находит в песке картинку или предмет и называет слова родственники: стол – столовая – столешница.

***

ребенок придумывает, обыгрывает и рассказывает сказку со своим продолжением.

***

ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

***

Ребенок находит в песочнице картинку или игрушку и описывает её.

***

ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

***

Ребенок в песке находит картинки с изображением инструментов, орудий труда, техникой и т.п., называет предмет, рассказывает человеку какой профессии это нужно и что им делают.

Развитие фонематических представлений

Автоматизация звуков

«Заведи мотор»

«Горочка»:

«Дорожка»

«Угадай звук»

«Препятствие»

«В поисках секретика»

«Подарок»

«Услышать звук»

«Найди звук»

«Выложи узор»

«Клад»

«Два короля»

 «Два замка»

Развитие слухового восприятия, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласные-согласные,

 воспитание звуковой культуры речи, автоматизация звуков в речи.

произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.(аналогично с другими звуками)

***

 набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.(аналогично с другими звуками)

***

 произносить заданные логопедом слоги, «шагая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

***

взрослый закапывает в песок игрушки с заданным звуком: так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть этот звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

***

дети лепят из песка болото, камни, при помощи фигурок животных перепрыгивая с одного камня на другой, проговаривают слоги

***

дети ищут в песке картинки, предметы, найдя, картинку проговаривают: «Я нашел ….» это слово начинается на звук….

***

игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) друзьям, которые жили в королевствами твёрдых и мягких звуков.

***

спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

***

под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

***

дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

***

взрослый закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный).

***

игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

***

под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками (например, с-з). Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие речевой активности с использованием приёмов мнемотехники"

Данная Программа представляет собой систему работы  по речевому развитию детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами образовательных дошкольных учреждений на протяжении все...

"Программа по развитию речевой активности с использованием мнемотехники".

Данный методический материал преназначен для  воспитателей детского сада всех возрастных групп.Учитывая  актуальность  и  практическую значимость использования мнемотехники...

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.

Цель:Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».Зад...

Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...

Доклад по самообразованию на тему «Использование «Кругов Луллия» в работе по развитию речевой активности дошкольников»

В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, с пом...