Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательного интереса.
2. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.
3. Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
4. Согласовывать существительные и прилагательные, умение подбирать родственные слова к слову «снег».
5. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
6.Материалы и оборудование для опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_razvitie_rechi_i_eksperementirovanie_4_gr.3.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
«Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.
На тему Зимушка-зима».
Цель:
Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательного интереса.
2. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.
3. Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
4. Согласовывать существительные и прилагательные, умение подбирать родственные слова к слову «снег».
5. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
6.Материалы и оборудование для опытов.
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой.
- Беседы о признаках зимы.
- Чтение книг о том, как дикие животные зимуют.
- Заучивание стихов на тему «зима».
- Дидактическая игра «Кто с кем живет?»
Материалы:
Украшение зала на зимнюю тематику, снежинки с заданиями.
Плакат для игры «Помоги зайчикам попасть в свой домик».
Для «лесной лаборатории» снег, поднос, маленькие лоточки по количеству детей, салфетки, кубики льда, пух, дождик елочный, вата, белый листочек бумаги .
Мяч для игры «снежные слова».
Костюм для «Зимушки-зимы».
Маленькие снежинки для дыхательного упражнения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
(Дети смотрят на гостей, улыбаются, кивают головой, машут руками, произносят приветствие).
Воспитатель: Нам сегодня пришло письмо. Вам интересно, что в нем написано.
Ответы детей: Да.
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте ребята!
Мне рассказали, что вы смелые и дружные ребята, любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас к себе в гости. Приготовила для вас интересные игры и задания. Если справитесь, то догадаетесь кто я.
Путь укажут вам снежинки,
Смело шагайте по тропинке.
Вас я буду очень ждать
И с сюрпризом всех встречать.»
Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться со мной в гости?
-Тогда закрывайте глазки и представьте что вы снежинки.
(звучит музыка на зимнюю тему)
Воспитатель: Откройте глаза.
-А вот первая снежинка к нам прилетела (воспитатель загадывает загадку)
«Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица .
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!»
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Ответы детей: Зима.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы? (Ответы детей)
Воспитатель: Да зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
- А вы знаете народные названия зимних месяцев. (Ответы детей)
Почему декабрь называют «студеный». (Ответы детей)
-А знаете, что обозначает «просинец». (Ответы детей)
- Объясните слово «ветродуй»(Ответы детей)
Воспитатель: Пока мы с вами разговаривали, незаметно оказались в лесу. Слышите , какая тишина.
-Посмотрите, к нам летит снежинка ( с потолка спускается снежинка с заданием)
(Воспитатель берет снежинку с заданием)
Воспитатель: Ребята, вспомните какие животные, живут в зимнем лесу.
(Дети рассказывают про: ежа, лису, медведя, зайца, белку)
- Молодцы вы справились с заданием.
Воспитатель: Теперь нам нужно найти сверкающую снежинку.
Она находится под кустом рядом с домиком зайцев.
- Нам нужно этим зайчикам помочь найти в этом домике свое место, а то они замерзнут.
(Дидактическая игра: «Помоги зайчикам попасть в свой домик»)
(Игра на основе логических блоков Дьеныша:У зайчиков разной формы носы и разным цветом шарфики на шее).
Воспитатель: Что-то стало прохладно в лесу.
Давайте немного погреемся, подвигаемся.
Физкультминутка: « Белоснежное серебро »
Солнце землю греет слабо (руки вверх-вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс наклоны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода,
Неподвижна и тверда (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся)
Заметая все кругом белоснежным серебром (имитирует движения руками)
Воспитатель: Пора идти дальше на поиски снежинки с заданием.
- Снежинка находится там, где производят опыты, или изучают что- либо.
(Ответы детей и поиск снежинки)
Воспитатель: Да это лаборатория.
Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Мы с вами в «лесной лаборатории», сегодня здесь происходят чудесные превращения и открытия.
Воспитатель: А вот и снежинка с следующим заданием.
(Воспитатель читает задание на снежинке)
Бел, да не сахар, ног нет, да идёт
На всех садится, никого не боится. (снег)
Опыт №1 На что похож снег? (ответ детей)
-Что же нам надо сделать?
(Ответ детей: Потрогать снег).
(Дети берут снег в руки)
Воспитатель: Что можно сказать про снег? (ответ детей: холодный и т.д.)
Воспитатель: Перед вами предметы : вата, новогодний дождик, белый лист, пух)
Воспитатель: Потрогайте вату и скажите, чем похожа вата на снег.
Вывод детей: Предполагаемый (Вата мягкая, как снег).
Воспитатель: Посмотрите на новогодний дождик, и скажите чем он похож на снег.
Вывод детей: Предполагаемый («Дождик» блестящий, как снег).
Воспитатель: Посмотрите на листок бумаги, что можно сказать. Чем он похож на снег.
Вывод детей: Предполагаемый (Лист бумаги белый, как снег).
Воспитатель: Потрогайте пух, что можно сказать про него и снег.
Вывод детей: Предполагаемый ( Пух легкий и пушистый, как снег).
Воспитатель: Возьмите в руки снег.
- Что вы можете сказать о нем?
-Какого он цвета?
- Если мы долго будем держать снег, что с ним произойдет? ответ:
- А во что он превратится? (ответ)
-Значит снег, это что? (ответ)
- Что еще можно сказать про снег, какой он? ( ответы: чистый, грязный,
липкий, сыпучий, рыхлый, искристый, серебристый, хрустящий,
сверкающий, рассыпчатый)
- Откуда берется снег (ответ: из снеговой тучи).
Опыт №2
Воспитатель: В тарелку с молоком добавляется краска, затем берется ватная палочка, обмакивается в моющее средство для посуды и ставится в середину тарелки. Получается «Салют в тарелке».
Воспитатель: В молоке есть молекулы жира, которые ориентируются в водном растворе вместе с молекулами мыла, пытаясь избежать контакта с молекулами воды. При перемешивании, мыло, и жир движутся вместе, отсюда происходят все эти перемены цвета.
Итог: Мыло, расщепляя жиры, вызывает в тарелке настоящую бурю.
Опыт №3
Воспитатель: ребята берем пипетки, набираем яблочный сок и добавляем его в блюдце с молоком.
Воспитатель: дети что происходит?
Дети: Происходит свертывание молока.
Итог: Людям после употребления молока сразу нельзя пить фруктовые соки и есть фрукты.
Опыт №4 « Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
Воспитатель: Ребята давайте выясним, что изменится если растворить сахар, соль‚ муку и растительное масло в воде. Предлагаю вам в каждом стакане смешать воду с сахаром, солью, мукой и растительным маслом.
Итог: Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
Растительное масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде.
Опыт №5 «Где спрятался воздух?»
Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: (нет, не видим)
Воспитатель: Значит, воздух, какой?
Дети:(невидимый).
Воспитатель: Давайте поймаем воздух.
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Дети:(они надулись, приобрели форму)
Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети:(внутри находится воздух)
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: (надувной матрац, спасательный круг).
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Давайте проверим, действительно внутри находится воздух? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: (шипение).
Воспитатель: Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Итог: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №6 «Окрашивание воды» (проводит воспитатель)
-Воспитатель в прозрачный стакан с водой добавляет несколько крупинок марганцовки и размешивает. (Дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор?
(Дети: малиновый).
А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? Добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной.
Дети: цвет слегка побледнеет.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы все внимательно слушали и выполняли все задания. Теперь вы знаете ,опыты с воздухом, снегом и молоком. А также водой. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем.
-Я возьму «снежный мяч», а вы становитесь в круг.
-Будем играть в снежные слова.
-Одна снежинка, а много (ответ)(снежинки)
-Ком снега (ответ)(снежок)
- Мальчик из снега (ответ)(снеговик)
- Девочка из снега (ответ)(снегурочка)
-Птица со словом снег (ответ)(снегирь)
- Цветок со словом снег(ответ)( подснежник)
- По снегу катит (ответ) (снегокат)
- По снегу ход(ответ)и (ответ)(снегоход)
- Снег падает (снегопад)
Воспитатель: Молодцы!
- Пойдемте, поищем следующую снежинку.
- Она должна быть на елке.
-Ребята тут конверт, и в нем какие-то буквы и нам нужно составить слово!
(дети по очереди берут букву из конверта и составляют слово)
- Какие вы молодцы.
-А догадались ли вы, кто пригласил нас в гости? (ответ: зимушка-зима)
Посмотрите домик снежный на поляне,
А на встречу к нам идет зимушка-зима.
Зимушка-зима: Здравствуйте ребята!
-Вы меня узнали?
-Какие вы молодцы со всеми моими заданиями справились, все знаете о зиме.
Я для вас приготовила сюрприз «Снежная вьюга» !
(Дети берут маленькие снежинки и кладут на ладонь)
Зимушка-зима: Давайте подуем сильно, и вся земля покроется снегом.
А на память о нашей встрече для вас волшебные снежинки, они исполнят ваши желания.
Вам пора возвращаться в детский сад!
(Воспитатель и дети благодарят Зимушку-зиму).
Закрываем глазки (звучит мелодия)
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Вам понравилось в гостях у зимы (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...
Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".
Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....
«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...
Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности».
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.Игра – это не только развлечение, ...