Статья "Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Речь – это драгоценный дар, богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются между собой, достигают взаимного понимания.
Для маленького ребёнка овладение речью - это процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать такие условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Ранний возраст – это период для активного усвоения ребёнком разговорного языка и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Огромную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
В раннем возрасте дети обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У них интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.
Слово “фольклор” означает народная мудрость Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатый мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей младшего возраста. Ценность малых фольклорных форм заключается в том, что с его помощью взрослые устанавливают эмоциональный контакт с ребёнком. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребёнок только начинает познавать мир.
Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего возраста. Из этих произведений ребёнок узнаёт об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.
Ритмичный текст побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.
Рассмотрим малые фольклорные формы доступные для понимания детьми младшего возраста.
Колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола «баить» - «говорить». Данное слово имеет следующее старинное значение: «заговаривать, шептать». Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: «Дрёмушка, отойди от меня».
Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, звукосочетания позволяют запоминать слова и формы слов, освоить лексическую сторону речи. Пестушки. В центре сюжета – идет образ подрастающего ребенка. Название «пестушки» происходит от слова «пестовать», то есть «ходить за кем-то, растить, нянчить, воспитывать». Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки – песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек.\
Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Использование потешек в воспитании детей всегда было главной задачей на Руси. В каждой семье использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора происходит обыгрывание сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. Самые известные из них: Ладушки, Сорока.
Прибаутки. Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом. В первые годы жизни детей им пели песенки уже более сложного содержания, которые не связанны с игрой.
Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывают зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Пример тому – прибаутка о кошке в лукошке, которая шьет рубашки, пока кот «на печи сухари толкёт». «Предком» прибауток-диалогов называют игровые заговоры, которые стали считаться частью детского фольклора только к первой половине ХХ века. Колыбельные песни, потешки, прибаутки источник представлений ребёнка о природе. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений, он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь, про которые говорится в тексте. Малые фольклорные жанры помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Малые фольклорные формы педагоги применяют для речевого развития детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего времени пребывания в ДОО: режимные моменты (игры, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и потешек, прогулки); образовательный процесс (НОД, свободная деятельность, трудовая деятельность, досуги и развлечения,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная...
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок,...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...