«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
материал по развитию речи
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Основная задача воспитателя в работе с детьми является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
-составить картотеку игр – экспериментов;
-подготовить и провести консультации, беседы с родителями;
-участвовать в конкурсах.
Задачи познавательно-речевой деятельности детей:
-формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
-обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.
Сроки (начало- окончание) | Содержание деятельности | Форма предоставления результатов |
В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты. | |
Сентябрь | -Организовать консультацию для родителей. -Оформить папку передвижку. -Организовать выставку поделок. | -Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4-5лет». -Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в возрасте (4-5 лет)». -Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала. |
Октябрь | -Организовать дидактические игры. | -Организация дидактических игр: 1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. 2. Игра «Лягушка и лягушата» Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают. |
Ноябрь | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры. | -Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса». -Организация дидактических игр: 1. «Найди ошибку», «Доскажи слово», «Какой, какая, какое», «Закончи предложение», «Кто больше назовет действий». Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова, развивать слуховое внимание, память, учить подбирать глаголы обозначающие действия, учить классифицировать предметы по цвету, форме. -Выступление на родительском собрании по теме "Возрастные особенности детей 4-5 лет" |
Декабрь | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря. | Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год». - Организация дидактических игр: 1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). 2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. |
Январь | -Изготовить кормушки для птиц. -Организовать дидактические игры. -Беседа с родителями. -Прослушивание аудиозаписей | Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых». -Организация дидактических игр: - «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт). -Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый) -Беседа с родителями «Развитие связной речи детей в семье». -Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных. |
Февраль | -Оформить папку передвижку. -Организовать дидактические игры. -Опытно-исследовательская деятельность. | -Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы». -Организация дидактических игр: - «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит: Пчелки в улье сидят И в окошко глядят. Погулять все захотели. Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж. - «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным. Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у). Опытно-исследовательская деятельность: - «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания. -«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя. |
Март | -Создание в группе огорода на подоконнике. -Опытно-исследовательская деятельность. -Консультация для родителей. | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. -Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше. - Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» -Организация дидактических игр: -«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. |
Апрель | - Экскурсии совместно с детьми. -Оформить папку передвижку. -Консультация для родителей | -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна» - Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям». -Консультация для родителей на тему «Как учить стихи» -Организация дидактических игр: - «Пришла весна-красна». Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. |
Май | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности за 2019-2020 учебный год. | Отчет о проделанной работе за учебный год. |
Литература:
Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995
Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5
Практическая часть
Месяц | Методическая работа по теме самообразования | Работа с детьми | Работа с родителями | Изготовление пособий, игр, картотек и др. |
Сентябрь
| Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Составление плана по самообразованию | Проведение диагностического обследования | Консультация « Формирование речи детей в игровой деятельности » . Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей . | Оформление папки передвижки «Речевые игры» . "Речевые игры по дороге в детский сад" |
Октябрь
| Консультация для воспитателей на тему «Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей »
Разработать памятку для воспитателя “ Пальчики играют речь нам развивают”
| Заучивание пальчиковых игр: “Игрушки” “Деревья” “Мячик” Дидактических игр по речевому развитию “Из какой сказки?” ”Скажи ласково” “Кто это?” “Скажи наоборот” | Памятка для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»- Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка | Оформление картотеки пальчиковых игр. «Дружные пальчики»,«Наша группа», «Семья» и др. Подбор и разработка дидактических игр. по речевому развитию ”Слоговые часики”,”Волшебные сундучки.” |
Ноябрь
| Консультация для воспитателей на тему «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста» | Использование комплекса артикуляционной гимнастики в игровой форме “Зима” “Язычок в зоопарке”
| Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях» | Составление комплекса артикуляционнойгимнастики «Весѐлый язычок» |
Декабрь
| Консультация для воспитателей по теме: | Разучивание чистоговорок,скороговорок -. Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звуко подражательные слова с различной интонацией.
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи , развитие связной речи “ Что изменилось?” “Подбери прилагательное” “Два брата ИК и ИЩ” | Консультация:«Развитие связной речи детей через игру в дома шних условиях». | Разработка картотеки чистоговорок,скороговорок Оформление папок передвижек на тему: “ Дидактические игры для развития речи » |
Январь
| Разработать рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ
| Работа с загадками .Составление загадок Учитьдетей состовлятьне большие загадки и отгадывать загадки.Развивать речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). -Показать роль загадки наформирование выразительности речи. | подбор и разроботка копилки с загадками |
Февраль
| Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр . Тема: «Зимушка-зима» | Пересказ сказок по сюжетным картинкам «Красная шапочка» «Теремок» | рекомендаций родителям как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка в домашних условиях. | Подготовка сюжетных картинок “Красная шапочка” “Теремок” |
Март
| Разработка Конспекта НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ«Дидактические игры со словами» | С/Р игра «Школа»-расширять знаниядетей о школе. Помогать детям в овладени и выразительными средствами реализации роли (интонация,мимика, жесты).Самостоятельно создаватьдля задуманного игровуюобстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям | Консультация на тему:«Значениесюжетно ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» | Подбор и разработка дидактической игры , способствующая речевому развитию “Теремок”
|
Апрель
| Разработать и разместить на странице личного сайта консультацию для воспитателей на тему «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. » | Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний”) | Консультация для родителей «Что и какчитать детям» | Пополнение картотеки дидактических игр. “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний”) |
Май
| Отчёт о результатах работы по самообразованию на педчасе | Дидактическая игра” “ Составь два рассказа “ -Учить различать сюжеты разных рассказов. Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?». | изготовление дидоктической игры “Посмотри и расскажи историю” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...
«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
План по самообразованию «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»...
Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром
повышение своего теоретического , практического уровня, профессиональной компетентности, систематизировать работу на повышения уровня развития речи детей через ознакомление с окружающим миром...
Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...
План по самообразованию Тема: «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей че...
План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
План по самообразованию педагога в первой младшей группе «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром» ...
Проект «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»
Повышение своего теоретического , практического уровня, профессиональной компетентности, систематизировать работу на повышения уровня развития речи детей через ознакомление с окружающим миром...