Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки "Петух да собака""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хасанова Лилия Рахимовна

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.
Задачи:
-учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц
-учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака
-учить составлять предложения
-учить передавать интонацией характеры героев, свое отношение к героям
-воспитывать интерес к театральной деятельности
Материал и оборудование: картинки: лиса, собака, петушок. Предварительная работа: чтение худ. произведений, прослушивание сказок, обучение рассказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе
Пересказ сказки « Петух да собака»


Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.
Задачи:
-учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц
-учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака
-учить составлять предложения
-учить передавать интонацией характеры героев, свое отношение к героям
-воспитывать интерес к театральной деятельности
Материал и оборудование: картинки: лиса, собака, петушок. Предварительная работа: чтение худ. произведений, прослушивание сказок, обучение рассказыванию.
Ход занятия:
Дети встают в круг, лицом друг к другу.
«Доброе утро! »
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.

 Физминутка «Здравствуй, небо голубое!».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами всегда будем дружными, вежливыми и приветливыми.
Итак, наступило солнечное, доброе утро, чем мы с вами сегодня займёмся? Хотите отправиться в путешествие?
Дети: - Да, хотим!
Воспитатель:

-Куда же мы отправимся?
Ребята, а вы любите сказки? (Да.)
Сказки рассказывают о небывалом и чудесном. Сказки бывают народными и авторскими.
А как вы думаете почему они так называются? (Ответы детей.) Правильно народные сказки сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. 
Какие русские народные сказки вы знаете?
Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня познакомимся еще с одной русской народной сказкой и ее героями. Занимайте свои места.
Дети сидят за столами, воспитатель загадывает загадку:
В будке живет,

кости грызет,

лает и кусается

 как называется?
(дети - собака)
Вопросы: - Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

 -  Кто такой щенок?
- Где живут собаки?

- А теперь послушайте другую загадку:
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадет?

Вопросы: (Дети - лиса) - Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

 -  Где живет лиса? и еще одна загадка:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)


А теперь, занимайте свои места и послушайте еще одну русскую народную сказку: «Петух да собака» 
Воспитатель читает сказку:
«Жил старичок со старушкой, жили они в большой бедности.Всех животных у них только и было: петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху: «Давай, брат Петька, уйдем в лес, здесь нам житье плохое»--«Уйдем, --говорит петух—хуже не будет». Вот и пошли они куда глаза глядят: пробродили целый день, стало смеркаться—пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали самое большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и –заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал:» Ку-ка-ре-ку! »Услыхала петуха лиса. Захотелось ей петушином мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.-Вот петух, да петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки –то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне красавчик.--А за каким делом? —спрашивает петух.--Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.--Хорошо, - говорит петух—только мне одному идти никак нельзя, со мной товарищ. -Вот какое счастье привалило! —подумала лиса. —Вместо одного петуха будет два.--Где же твой товарищ? —спрашивает она. —Я его тоже в гости позову.--Там дупле ночует—отвечае петух. Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду –цап! .Поймала и разорвала лису. »


Воспитатель: Вот вы прослушали сказку, а теперь ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал:«Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. Выходите, поиграем.

Физминутка.
--Девочка по лесу шла (шагают на месте)
--И на домик набрела (соединяют руки над головой)
--Видит, что хозяев нет (потянуться на носочках и посмотреть)
--На столе стоит обед (руки кулачком сделать)
--Из трех чашек похлебала (кушают)
--В трех постелях полежала (ручки под щечку) .

Воспитатель: из какой сказки эта девочка? Правильно, из русской народной сказки « Три медведя».

-Молодцы! А теперь садимся за стол. Давайте еще раз послушаем сказку, а затем вы попробуйте ее пересказать.
Воспитатель повторно читает сказку.

 Воспитатель предлагает детям пересказать сказку. Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть.

Воспитатель:

-«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? (Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха.) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)».

«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравится ли детям рассказывать по плану. Занятие продолжается. Оценивая рассказы детей, педагог обращает внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха.

Сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру "Кто где живет?".

Цель: закреплять место обитания животных, упражнять в употреблении предложного падежа существительного. Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить.

Лиса живет в .......

Медведь зимует в ....

у волка в лесу....

Белка живет в .....

Собачий дом - ....

Свинья живет в ....

Птица вьет ....

У скворцов есть.....

Петух живет в ....

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём были слова «собака», "петух", "лиса"

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Вот и закончилось наше путешествие по сказке, наконец - то вернулись мы с вами в наш детский сад.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились,  что нового узнали вы сегодня на занятии? Отмечает их успехи в овладении трудным умением; в освоении родного языка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа....